При эксплуатации машин контактной сварки необ­ходимо систематическое наблюдение и уход за меха­низмами и электрооборудованием.

Работа механизмов приводов усилия (осадки), пере мещения и дополнительного хода существенно зависит от смазки подвижных частей. Направляющие ползуца штока и подвижной плиты необходимо регулярно сма­зывать техническим вазелином или тавотом через мас­лоприемные отверстия с шариковыми клапанами и та — вотницами. В редукторы привода вращения роликов за­ливают машинное масло. Открытые зубчатые передачи смазывают тавотом или техническим вазелином. В мас — лораспылители (лубрикаторы) для смазки пневмосисте­мы машины заливают техническое касторовое масло рафинированное Нго сорта (ГОСТ 6757—73) или тур­бинное масло 22 (ГОСТ 32—74). Другие сорта масла применять не следует во избежание разбухания и выхо­да из строя резиновых манжет и уплотнений. Масло должно быть профильтровано и храниться в чистой за­крытой посуде. Маслораспылитель регулируется иголь­чатым клапаном так, чтобы за каждые 10—15 ходов привода поступали 1—2 капли масла. Внутрь пневмо — цилиндра, на верх поршня, рекомендуется заливать 50— 100 г технического касторового или турбинного масла.

Скользящие токопередающие контакты шовных ма­шин не реже одного раза в смену смазывают графито­касторовой смазкой с помощью пресс-масленки. Смаз­ку готовят из 25—30% чистого графита марки П (ГОСТ 8295—73) и 75—70% технического касторового масла рафинированного 1-го сорта. Графит не должен иметь металлических и других включений, которые могут пов­редить подвижные контакты.

Номинальный сварочный ток обеспечивается маши­ной только при определенном сопротивлении Д2П вто­ричного контура постоянному току, поэтому необходи­мо периодически контролировать величину д2п специ­альными приборами, предназначенными для измерения малых сопротивлений, например микроомметрами М-246 или Ф-415. Величина Д2П не должна отличаться от при­веденных в паспорте значений более чем на 20% для машин переменного тока и на 10% для всех других ти­пов машин. При увеличении Д2П выше допустимых пре­делов измеряют сопротивление отдельных неподвижных и подвижных контактов вторичного контура. Нормаль­ное сопротивление неподвижных контактов в среднем составляет 1—2 мкОм, подвижных — 2—3 мкОм. Не­подвижные контакты с повышенным R2п (вследствие ослабления затяжки и окисления) разбирают и зачи­щают или шабрят, подвижные контакты заправляют ррафито-касторОЕой смазкой.

При работе машин возможны переменные нагруз­ки и вибрация, поэтому следует периодически проверять и подтягивать болтовые соединения вторичного контура, кронштейнов, консолей, электрододержателей, а также сварочного трансформатора (при снятии напряжения). Необходимо также следить, чтобы не было зазоров в направляющих и элементах подачи подвижной плиты (в стыковых машинах). При обнаружении зазоров в электромеханическом приводе должны быть заменены шестерни, валики и втулки в шарнирных соединениях, а также изношенные шпонки.

В гидро — и пневмосистемах проверяют плотность сое­динений и надежность крепления резиновых шлангов и рукавов высокого давления. Уровни масла в пневмо — гидравлическом и гидравлическом приводах должны соответствовать контрольным отметкам. Водяное ох­лаждение машины проверяют периодически, наблюдая за прохождением воды по всем ветвям системы и герме­тичностью соединений. Если вода не проходит по от­дельным частям системы, то их продувают сжатым воз­духом. Вода может плохо проходить из-за засорения струйных гидрореле типа РГС, имеющих относительно небольшое отверстие выходного штуцера. Штуцер вы­вертывают из корпуса гидрореле и прочищают. Отвер­стие выходного штуцера нельзя увеличивать, так как при этом нарушится нормальная работа реле.

Для нормальной работы пневмосистемы машины не­обходимо перед началом смены (утром) спускать воду из отстойников (рессиверов) и пылевлагоотделителей. При проверке работы регуляторов давления (редукто­ров) поворачивают регулировочный винт против часо­вой стрелки до его свободного хода и подают воздух в пневмосистему машины. Если редуктор исправен, то ма­нометр на нем не должен показывать давление. Если же после подачи воздуха манометр показывает давление, то это свидетельствует либо о неисправности редуктора, либо о нарушении герметичности резиновых уплотне­ний поршня в пневмоцилиндре; в машинах с пневмоди — афрагменным приводом — о нарушении герметичности резиновой диафрагмы. Иногда манометр показывает Давление вследствие попадания под тарельчатый кла — пан редуктора грязи или каких-либо частиц вместе с сжатым воздухом. Поворачивая регулировочный винт редуктора по часовой стрелке, проверяют его работу; после .резкого поворота винта стрелка манометра долж­на останавливаться через 2—3 с.

У стыковых машин для сварки оплавлением необхо­димо периодически очищать от брызг расплавленного металла токоподводы вторичного контура и сварочный трансформатор.

Для проверки соответствия параметров машины пас­портным данным, а также стабильности параметров в процессе эксплуатации, машины, предназначенные для сварки ответственных соединений, должны быть аттес­тованы. Аттестацию проводят периодически (раз в год) при пуске машины и после ее капитального ремонта. При аттестации составляют паспорт и свидетельство, разрешающее эксплуатацию машины при сварке опре­деленных металлов в узлах с различными требования­ми к качеству соединений.

Паспортизация — это определение электрических и механических праметров машины. Для заполнения сви­детельства, разрешающего эксплуатацию машины, сва­ривают технологические образцы, толщина и марка ма­териала которых заранее установлены для данной ма­шины, и контролируют качество сварки. Если последнее удовлетворяет необходимым требованиям, то эксплуата­ция машины разрешается.

При эксплуатации особое внимание следует обра­щать на состояние электродов, роликов и губок машин и, в частности, их форму и размеры рабочей поверхнос­ти. Следует различать зачистку и переточку — восста­новление изношенной рабочей поверхности. Зачистку электродов выполняют непосредственно в сварочной ма­шине. Для переточки электроды с машины снимают и обрабатывают на токарном (фрезерном) станке.

При зачистке с рабочей поверхности электродов сни­мают малый слой окисленного и загрязненного металла. Электроды с плоской рабочей поверхностью зачищают личным напильником или абразивным полотном. При этом необходимо следить за параллельностью поверх­ностей обоих электродов. Электроды и ролики со сфе­рической поверхностью зачищают абразивным полот­ном на резиновой пластине толщиной 15—20 мм. Для зачистки электродов точечных машин эту пластину по­

метают между электродами, сжимают небольшим уси­лием (обычно за счет установки расстояния между электродами несколько меньшего, чем толщина пласти­ны) и вручную вращают ее вокруг оси электродов. Пос­ле этого рабочую поверхность электродов протирают чистой тканью. Поверхность роликов с наружным водя­ным охлаждением после зачистки промывают водой. Квалифицированному сварщику разрешается сфериче­скую рабочую поверхность электродов зачищать (вос­станавливать) с помощью напильника: можно рекомен­довать специальные напильники с вогнутой поверхно­стью.

Необходимость зачистки и восстановления сварщик определяет визуально по степени загрязнения и износа рабочей поверхности. При сварке черных металлов с чистой поверхностью без зачистки и восстановления можно сварить большое число точек (до 5000), а при сварке легких сплавов очень быстро загрязняются по­верхности электродов (от 10—15 до нескольких сотен точек). При шовной сварке легких сплавов поверхности роликов зачищают через один-два оборота ролика. Ин­тенсивность загрязнения рабочей поверхности электро­дов (роликов) зависит от качества подготовки поверх­ности деталей и режима сварки.

Форму и размеры рабочей поверхности электродов (роликов) контролируют специальными шаблонами. При износе плоской (цилиндрической) поверхности более 15%, сферической — 30% номинальной производят ее восстановление.

Для зачистки и восстановления рабочей поверхности электродов и роликов без съема их с машины приме­няют специальные устройства.

При эксплуатации машин следует обеспечивать на­дежный электрический контакт посадочных поверхно­стей электродов и роликов с электрододержателями и осями. Износ и неправильные размеры мест посадки вызывают повышение сопротивления и нагрев контакта, течь воды в конусных соединениях, что затрудняет съем электродов. Посадочные (контактные) поверхности тща­тельно зачищают, плотно подгоняют (шабрят для ро­ликов). Запрещается применять какие-либо прокладки в местах посадки. Конусные посадочные поверхности электродов и электрододержатели необходимо периоди­чески контролировать специальными калибрами (соот-

ветственпо втулкой и проб­кой). При износе конуса элек — трододержателя его обрабаты­вают на токарном станке и до­водят до требуемых размеров и шероховатости конусной раз­верткой.

Трудной операцией являет­ся съем электродов. Для этого используют специальные съем­ники (рис. 53). Электрод 2 за­жимают между корпусом 1 И прижимом 3 с помощью вин­та 4. Затем ударами текстоли­тового или алюминиевого мо­лотка по рукоятке корпуса съемника поворачивают и вы­нимают электрод из электро — додержателя. Следует пом­нить, что затруднения при съе­ме электродов происходят из — за плохого качества посадоч­ных поверхностей электродов и электрододержателей.

В процессе сварки необхо­димо следить за интенсивно­стью охлаждения электродов, роликов, губок, не допуская их нагрева, что снижает их стойкость и ухудшает качество сварки.

От организации рабочего места сварщика зависит производительность труда и качество сварки деталей. На рабочем месте сварщика должны быть предусмот­рены стеллажи (столы) для собранных под сварку и готовых сварных узлов (для деталей небольшого раз­мера). Для закрепления, поддержки и подачи в зону сварки крупногабаритных деталей необходимо исполь­зовать соответствующие приспособления и устройства, не требующие большой затраты мускульной силы свар­щика и не утомляющие его.

В большинстве случаев сварщик выполняет работу стоя около машины, поддерживая и направляя детали в зону сварки. Для выполнения некоторых сварочных работ и отдыха целесообразно, чтобы на рабочем мес­

те сварщика был стул, желательно поворотный с регу­лируемой высотой. На рабочем месте (в зоне сварки) должно быть общее и местное освещение; освещенность должна соответствовать нормам для выполнения точ­ных работ.

В непосредственной близости от машины устанавли­вают тумбочку для хранения инструмента, чертежей, средств индивидуальной защиты и т. п. При серийном и массовом производстве эти вещи обычно помещают в металлический чемодан, сдаваемый сварщиком на хра­нение в кладовую после окончания смены.

Сварщик должен иметь следующий личный инстру­мент и другие вещи: личной и драчевый напильники; аб­разивную шкурку; резиновую пластину размером 100 X ХІ00 мм, толщиной 15—20 мм; молоток; набор клейм; чистую хлопчатобумажную салфетку; защитные очки; перчатки; щетку; сметку для уборки машины; набор электродов; шаблоны для контроля электродов и съем­ник.

Для проведения технологической пробы, разрезки шлифов и других слесарных работ на участке контакт­ной сварки должен находиться верстак с тисками. При сварке ответственных узлов на участке целесообразно иметь экспресс-пост с контролером ОТК для изготовле­ния и контроля макрошлифов. Пост должен быть обо­рудован устройством для разрезки технологических об­разцов на шлифы, станком для шлифования шлифов, вытяжным шкафом с устройством для травления шлифов. Кроме того, необходимо рабочее место для просмотра готовых шлифов. Работы по изготовлению шлифов обычно выполняет сварщик.

После окончания смены сварщик приводит в поря­док рабочее место и сдает его сменщику или мастеру.

При контактной сварке для обслуживающего персо­нала представляют опасность загрязнение воздуха, а также возможность ожогов, поражения электрическим током и травм подвижными частями машины.

К самостоятельным работам на машинах допуска­ются сварщики не моложе 18 лет, сдавшие экзамены по технике безопасности и правилам эксплуатации электроустановок (квалификационная группа по элект­робезопасности должна быть для сварщиков контакт­ных машин не ниже II, для наладчиков — не ниже III).

Для защиты от выплесков расплавленного металла и предупреждения ожогов сварщику выдают защитные очки с бесцветными стеклами, рукавицы (перчатки)’ хлопчатобумажную огнестойкую или брезентовую спец­одежду, а сварщикам, работающим с наружным водя­ным охлаждением, —- брезентовый фартук, резиновые сапоги (галоши).

На стыковых машинах должны быть установлены щитки для защиты сварщика от вылетающих при оп­лавлении брызг расплавленного металла. Для защиты окружающих от ожогов около машин стыковой сварки следует устанавливать переносные щиты или отгора­живать для них участки цеха по аналогии с кабинами дуговой электросварки. При стыковой сварке выделя­ется большое количество металлической пыли, загряз­няющей воздух, поэтому должна быть предусмотрена общая приточно-вытяжная и местная вытяжная венти­ляция.

Вторичное напряжение контактных машин мало и безопасно. Однако в случае пробоя первичной обмотки сварочного трансформатора на вторичную возможно попадание высокого напряжения на электроды и кор­пус машины. Поэтому вторичный контур соединяют с корпусом машины, который, так же как и корпус шка­фов управления, должен быть надежно заземлен. Рабо­та без надежного заземления корпуса сварочной машины категорически запрещается.

Во время работы все токоведущие части машины и шкафов управления должны быть надежно закрыты две­рями, имеющими блокировку для снятия напряжения при их открывании. Пол около машины у места сварщи­ка должен быть сухим, покрыт деревянной решеткой или резиновым ковриком. Сварщику категорически зап­рещается вскрывать и ремонтировать электрические час­ти машины.

В случае неисправности последних необходимо не­медленно прекратить работу и сообщить об этом масте­ру или наладчику-электрику.

При невнимательном и небрежном отношении к дви­жущимся частям машин сварщик может получить трав­му. При зачистке и смене электродов на сварочных ма­шинах необходимо соблюдать меры предосторожности, исключающие случайное перемещение подвижного элект­рода и травму рук. Для включения привода рельефной

машины рекомендуется использовать две кнопки, чтобы были заняты обе руки сварщика.

Сварочную машину следует содержать в чистоте; ответственным за это является сварщик, он должен уби­рать и чистить машину после выключения напряжения и давления воздуха. Шкафы управления должен чис­тить наладчик-электрик. На участке на видном месте должны быть вывешены основные правила техники бе­зопасности при работе на машинах контактной сварки.

сваркой и шлака после сварки;

— зубило {для вырубки дефек­тных мест сварного шва);

— набор шаблонов для провер­ки размеров швов;

— метр, отвес, угольник, стальная линейка, чертилка;

— стальное клеймо {или их набор).