КУЗОВОВ АВТОМОБИЛЕЙ

В современном машиностроении сварочные процессы широко используются при сборке и ремонте изделий. Рассмотрим применение сварочных процессов на примере автомобилестроения.

металлы и сплавы, применяемые в автомобилестроении

Наибольшее число сварных соединений деталей в автомобилях имеет место при изготовлении кузовов, кабин и платформ.

Основным материалом, из которого изготавливается большая часть деталей кузовов отечественных и зарубежных автомобилей, это листовая сталь. Тонколистовые качественные малоуглеродистые ста­ли выпускаются в основном толщиной 0,8 мм и предназначены для изготовления деталей холодной листовой штамповкой. Обычно ис­пользуются холоднокатаные кипящие, низкокремнистые стали. Эти стали не требуют дополнительной термической обработки, обладают хорошей свариваемостью всеми способами.

На автомобилях отечественного производства штампованные детали (крылья и ряд других) изготавливают из специальной стали, имеющей одностороннее или двухстороннее двухслойное покрытие, состоящее из неорганического слоя на хромовой основе и цинкона­сыщенного слоя на эпоксидной основе. В серийном производстве за­рубежных автомобилей в настоящее время стали широко использо­вать оцинкованный лист при изготовлении панелей днища и кузова. При этом применяются в основном два вида оцинкованных листов: листы гальванической оцинковки с толщиной слоя цинка 7,5 мкм с каждой стороны и листы горячей оцинковки с толщиной слоя цинка 10 мкм с каждой стороны.

Для изготовления корпусных деталей, кронштейнов, валов, сту­пиц колес, тормозных колодок и пр. широко используются различные виды чугунов. Из серого чугуна изготовляют блоки и гильзы цилинд­ров бензиновых двигателей и дизелей (СЧ 20, СЧ 25), распредели­тельные валы (СЧ 25, СЧ 30), диски тормозных механизмов и нажим­ные диски сцепления, маховики (СЧ 20, СЧ 25), выпускные коллекто­ры (СЧ 15, СЧ 20). Ковкий чугун используется для изготовления шки­вов, крышек и кронштейнов, а также деталей электрооборудования автомобилей. Высокопрочный чугун используется взамен литой и ко­ваной стали, серого и ковкого чугуна (ВЧ60 — распределительные и коленчатые валы карбюраторных двигателей и малофорсированных дизелей, крышки и корпуса подшипников, крышки коробок скоро­стей; ВЧ45, ВЧ50 — корпуса редукторов, барабаны, кронштейны, буге­ли тормозные колодки, корпуса подшипников; ВЧ40 — ступицы колес автомобилей, корпуса дифференциалов, корпуса подшипников). Чу­гун с вермикулярным графитом используется для изготовления круп­ных массивных отливок сложной конфигурации (блок — картеров мас­сой до 40 кг, чашек дифференциала до 22 кг, корпусов подшипников, тормозных колодок, корпусов коробок передач).

Деформируемые алюминиевые сплавы используются для изго­товления поршней разных двигателей (АК4), балансиров подвесок (АК8), эмблем и решеток (АМг2), поршней цилиндров тормозных ме­ханизмов (Д1П), элементов каркасов автобусных платформ, лонжеро­нов и поперечин из прессованных профилей (АВ). Из пластичных сплавов типа АД выдавливают корпуса масляных фильтров и подоб­ные им детали. Новейшие разработки связаны с содержанием цельно­алюминиевых кузовов. В серийном производстве зарубежных фирм (Ауди и др.) стали применять алюминиевые листы для передней и задней панелей, для облицовки дверей и тому подобное.