Контактная сварка — процесс соединения деталей нагревом их в месте контакта до пластического или жидкого состояния с применением одновременного или последующего сильного сжатия (осадки), обеспе­чивающего взаимодействие атомов металла.

Контактная сварка — один из высокопроизводительных способов сварки; она легко поддается механизации и автоматизации и ее широ­ко применяют в машиностроении и строительстве.

На заводах, изготовляющих стержни для арматуры из углероди­стой (СтЗ, Ст5) и низколегированной стали (25Г2с, 35Гс, 30Г2с), а также при монтаже каркасов, сеток и других арматурных конструкций применяют контактную сварку, которая обеспечивает высокую произ­водительность.

По форме свариваемого соединения, определяющего тип свароч­ной машины, контактную сварку разделяют на стыковую, точечную и роликовую. При всех видах контактной сварки металл нагревается за счет выделения тепла при прохождении электрического тока по свариваемым деталям; количество этого тепла определяется извест­ным законом Джоуля—Ленца:

Q = 0,24 PRt, (83)

где / — сварочный ток, А; R — сумма сопротивлений отдельных участков цепи, Ом; і — время протекания тока, с.

Особенностью контактной сварки является применение кратковре­менных (доли секунды) импульсов сварочного тока большой силы (иногда до 100 000 А) при напряжении 0,3—10 В. Такой режим свар­ки повышает производительность труда, экономит электроэнергию, снижает возможность окисления деталей, уменьшает зону термиче­ского влияния, позволяет управлять процессом тепловыделения и теплоотвода, т. е. процессом формирования соединения.

Машина для контактной сварки состоит из понижающего трансфор­матора; механизмов, обеспечивающих закрепление, создание усилий сжатия и перемещение свариваемых деталей; пульта управления.