Контроль качества сварных швов бывает предварительный, промежуточный и окончательный.

Предварительно контролируют соответствие основного ме­талла, электродной проволоки, электродов, защитных газов, флюсов и других материалов требованиям стандартов, серти­фикатов и заводских документов.

— В процессе промежуточного контроля проверяют качество подготовки кромок, правильность сборки согласно техноло­гическому процессу, состояние сварочного оборудования и при­способлений, а также соблюдение режимов, последовательность выполнения операций и выборочно производят внешний ос­мотр сварных швов.

Окончательный контроль качества сварки производится после завершения сварочных работ.

Сварка цветных металлов требует от сварщика высокой теоретической и практической подготовки. Поэтому к выпол­нению работ по сварке и наплавке цветных металлов допуска­ются только сварщики, которые прошли специальную под­готовку и аттестованы на право выполнения таких работ.

Сварные соединения проверяют внешним осмотром, меха­ническими испытаниями контрольных образцов, металлогра­фическими исследованиями, химическим анализом, просвечи­ванием рентгеновскими и гамма-лучами, с помощью ультра­звука и другими способами.

Внешним осмотром невооруженным глазом или с помощью лупы выявляют наружные дефекты. Металлографические исследования производят засверловкой с последующим трав­лением и осмотром внутренней поверхности. При необходи­мости (предусмотрено техническими условиями на изделие) производят полные металлографические исследования. Для этого готовят макро — и микрошлифы из контрольных пластин или непосредственно из сварных соединений. Для выявления макроструктуры алюминия и его сплавов применяют трави — тель состава, %: НаРв4— 4, HN03— 24 и НС1— 72.

ш

После шлифовки и полировки на кругах в мыльной или тальковой пасте травят составом, %: Н3Р04— 10, HN03— 15, НС!— 25 и дистиллированная вода — 50. Время травле­ния — до полного выявления макроструктуры. Выявление макроструктуры меди и ее сплавов производят в водном рас­творе надсернокислого аммония (NH,)2S2Oe или в травителе состава: FeCl3— 5 г, К3Сг207— 10 г и дистиллированная во­да — 50 мл. Время травления 5—10 с при температуре рас­твора 50—60 °С. ‘

Механические испытания сварных соединений или металла шва производят на образцах, изготовленных из контрольных пластин или вырезанных непосредственно из сварного соеди­нения, согласно техническим условиям на изделие и ГОСТ 6996—66. Для механических и коррозионных испытаний швов изделий ответственного назначения контрольные пластины дол­жны быть одной плавки со свариваемым металлом, сварочная или присадочная проволока должна быть также одной плав­ки, плавленные флюсы одной выплавки, а керамические флю­сы одной партии с теми, которые расходуются на сварку контролируемых изделий.

Химическим анализом устанавливают соответствие состава основного металла, металла шва и наплавленного металла техническим условиям. Рентгеновскими и гамма-лучами обна­руживают ‘ поры, полости, трещины, шлаковые’ включения и непровары. Максимальная толщина металла, контролируемая рентгенопросвечиванием, составляет 100 мм, а гамма-лу­чами — до 350 мм.

На непроницаемость сварные швы испытывают сжатым воздухом, керосиновой пробой, гидравлическим способом и др. При испытании сжатым воздухом в испытуемую емкость нагнетают сжатый воздух до давления, указанного в техниче­ских условиях на его изготовление, а снаружи швы покрыва­ют мыльным раствором. Дефектные места определяют по нали­чию Мыльных пузырей.

Керосиновой пробой испытывают сварные швы изделий, работающих без избыточного давления. При этом сварные швы с внешней^тороны покрывают водным меловым раствором, а с внутренней — смачивают керосином. В случае дефектов на меловой стороне появляются керосиновые пятна. Контроль керосиновой пробой позволяет обнаруживать только сквоз­ные дефекты.

Гидравлическим испытаниям подвергают сварные трубо­проводы, сосуды и другие резервуары, работающие под дав­лением. Для этого все отверстия на изделии плотно закры­вают заглушками и заполняют его водой. Гидравлическимпрес-

сом создают давление, в 1,5 раза превышающее рабочее, и выдерживают при таком давлении в течение времени, ого­воренного в технических условиях на изделие. Затем умень­шают давление до рабочего и контролируют наличие запоте­вания и воды на поверхности сварных швов в местах сквоз­ных дефектов.

Швы и наплавленный металл с внутренними трещинами, несплавлениями или шлаковыми включениями вырубают пневмозубилом или удаляют переносной механической фре­зой с последующей их заваркой. Наружные трещины устра­няют путем засверловки по краям, разделки под углом 60— 70° и заварки. Качество швов с отремонтированными дефекта­ми контролируют вновь.