Машины для точечной и шовной сварки (рис. 5.33) должны обеспечивать сжатие деталей определенным уси­лием и подвод к ним сварочного тока. Они имеют соответ­ственно привод сжатия 3 (рис. 5.33, а) и источник тока 2. Машины для шовной сварки обычно перемещают детали на шаг точек. Поэтому они имеют привод вращения роли­ков (рис. 5.33, б). Конструктивные элементы машин: консоли 4, электрододержатели, электроды, ролики корпус, кронштейны, подкосы. Они воспринимают зна­чительные усилия от привода сжатия и теплового рас­ширения металла в зоне сварки. Некоторые из них, вхо­дящие во вторичный контур машины, служат одновре­менно токоподводящими элементами.

1. Классификация машин

Машины для точечной и шовной сварки можно клас­сифицировать по многим признакам:

1) по назначению: универсальные, специализирован­ные, специальные;

2) по способу установки: стационарные и подвижные;

3) по виду импульса сварочного тока: переменного тока, низкочастотные, конденсаторные, постоянного тока и др.;

4) по направлению движения электродов: с прямоли­нейным (чаще вертикальным) ходом и движением по дуге окружности или радиальным ходом;

5) по способу подвода тока к месту сварки: со стороны двух деталей и со стороны одной детали;

6) по числу одновременно свариваемых точек: одно­точечные (одношовные), двухточечные (двухшовные), мно­готочечные (многошовные);

a — точечная: 1 — корпус; 2 — сварочный трансформатор; 3 — привод сжатия; 4 — консолн; 5 — электрододержатели;

6 — электроды; 7 — детали; 8 — подкос; 9 — кронштейн (держатель); 10 — гибкие шнны; 11 — вторичный виток трансфор-
матора;

б — шовная: 1 — корпус; 2 — сварочный трансформатор; 3 — привод сжатия; 4 — консоли; S — ролики; 6 — детали; 7 крон»
штейн (держатель); 8 — гибкие шины; 9 — вторичный виток-трансформатора; 10 в привод вращения ролика

7) по направлению вращения роликов: для сварки продольных, поперечных швов, универсальные (для обоих швов).

Универсальные машины (см. рис. 5.33) применяют для сварки деталей различной формы и размеров при значи­тельном разнообразии толщины и металлов. Специализи­рованные машины (рис. 5.34) позволяют сваривать детали лишь определенного типа, близкие между собой по форме,

Рис. 5.34. Специализированная машина для односто­ронней сварки:

/ — корпус; 2 — сварочные головки; 3 — свариваемый узел

размерам, толщине и металлу, или строго определенные детали. Такие машины часто применяют в массовом про­изводстве в составе автоматических линий.

Машины средней и большой мощности имеют значи­тельную массу (0,5—16 т). Их обычно устанавливают стационарно, а детали перемещают во вторичном контуре машины. При сварке тонкостенных деталей сложной кон­фигурации или крупногабаритных целесообразно переме­щать не деталь, а саму машину (клещи) относительно детали (рис. 5.35). Сварочный трансформатор либо выно­сят отдельно и закрепляют стационарно (рис. 5.35, а), либо встраивают в сами клещи (рис. 5.36). В первом слу­чае трансформатор соединяют с клещами длинным кабе­лем. Во втором — непосредственно с токопроводящими

Рис. 5.35. Подвесная точечная машина МТПГ:

а — общая схема машины: 1 — клещи; 2 — трос; 3 — гидрошланг; 4 — двой-
ной кабель; 5 — пневматический мультипликатор; € — трансформатор; 7 —
груз; 8 — шкаф с контактором и асинхронным прерывателем; 9 — реле вре-
мени;

б =- одна из конструкций клещей с гидроприводом: I — консоли; 2 — силовой

гидроцилиндр

Рис* 5.36. Подвижные машины для точечной сварки со встроен-
ным малогабаритным трансформатором:

клещи для двусторонней сварки с пневмоприводом сжатия; б пистолет для односторонней сварки

элементами вторичного контура. В этом случае за счет уменьшения длины контур обладает минимальным общим сопротивлением. Потери электрической МОЩНОСТИ снижаются.

Стационарные машины универсального назначения ча-‘ ще всего имеют прямолинейный ход электродов (см. рис. 5.33). Обычно нижний электрод неподвижен, а верх­ний перемещается в вертикальном направлении. При то­чечной сварке особо больших панелей машины изготовляют с горизонтальной осью электродов, а для сварки деталей сложной формы — даже с наклонной осью (см. рис. 5.34). Стационарные машины малой мощности, а также пере­движные обычно имеют радиальный ход одного из элек­тродов или роликов (см. рис. 5.35, 5.39, в), доступ к месту сварки улучшается. В таких машинах привод сжатия де­талей устанавливают чаще за осью качания подвижной консоли.

Сварочный ток подводится обычно с обеих сторон де­талей. Это позволяет соединять детали в широком диапа­зоне толщины, металла, формы и размеров. За один цикл получается одна точка. По такой схеме работает подав­ляющее большинство универсальных точечных машин.

В машинах некоторых типов применяют односторон­ний подвод тока (см. рис. 5.34, 5.36,6). Повышается произ­водительность процесса (за один цикл выполняются сразу две точки или два шва), уменьшаются остаточные дефор­мации, появляется возможность сваривать детали с огра­ниченным (односторонним) доступом к месту сварки.

В массовом производстве часто применяют многоточеч­ные машины (рис. 5.37). Иногда используют и многошов­ные. Они резко повышают производительность при из­готовлении определенных либо однотипных деталей. В та­ких машинах бывает двусторонний и односторонний под­вод тока.

В схеме многоточечной машины для односторонней сварки, показанной на рис. 5.37, а, пары цилиндров 2 последовательно сдавливают детали 1. Через гидрорас­пределитель ГР масляный насос МП, приводимый в дви­жение электродвигателем ЭД, попеременно подает масло в каждую из трех пар цилиндров. Сварку проводят через две точки при соответствующем синхронном включении игнитронного контактора И К.

Схема многоточечной машины (рис. 5.37, б) в отличие от предыдущей сразу сдавливает детали всеми электродами-

Рис. 6.38. Схема шовной сварки:

а Продольных швов; б — поперечных швов обечайки

Сварку выполняют через точку последовательным включе­нием групп трансформаторов.

Машины для сварки продольных швов предназначены для соединения разнообразных деталей. Однако для них характерна сварка продольных швов обечаек, конусов и т. п. (рис. 5.38, а). Машины для сварки поперечных швов позволяют выполнять кольцевые швы обечаек или других тел вращения (рис. 5.38, б). На универсальных (перенастраивающихся) машинах возможно выполнять оба вида швов. В таких машинах верхняя электродная го­ловка может поворачиваться вокруг вертикальной оси, а нижняя консоль имеет две сменные вставки для по­перечной и продольной сварки (машины типа МШ, МШПР).