. При ізготовлении конструкций могут возникать дефекты в сварных швах. Причинами появления дефектов могут быть нарушение технологии сварки или отступление от чертежей отра­слевых нормалей, ГОСТ и других технических требований.

Рассмотрим дефекты, встречающиеся при механизированной сварке.

Несоответствие размеров и форм швов, неудовлетворительное формирование шва (крупночешуйчатость и бугристость) при авто­матической и полуавтоматической сварке обусловлено неудовлет­ворительной подготовкой кромок свариваемых соединений, а также ‘неравномерным перемещением сварочной дуги вдоль изделия.

При полуавтоматической сварке существует тенденция к за­вышению калибров швов тавровых соединений. Для выполнения катетов малых размеров (3—4 хмм) необходимо строго соблюдать режимы сварки и особенно скорость сварки. Увеличение размеров швов ведет к перегреву конструкций, увеличению сварочных де­формаций и ухудшению внешнего вида конструкций.

5 Ю. Л. Рубчнчик

При импульсно-дуговой автоматической сварке могут образо­ваться швы неправильной, грибовидной формы при выполнении стыковых швов на скорости более 25 м/ч. Устранение дефекта возможно за счет уменьшения скорости сварки и увеличения на­клона горелки «углом вперед».

При автоматической сварке неплавящимся электродом сжа­той дугой переменного тока и трехфазной дугой может быть на­рушено формирование шва. Следствием этого является образова­ние шва неправильной формы из-за «вскипания» сварочной ванны при пониженной скорости сварки и чрезмерной силе тока. При сварке трехфазной дугой изменение размеров швов (ширины, высоты и усиления) может возникнуть из-за неудаленных прихва­ток, непостоянства величины зазоров и площади разделки шва, неплотного прилегания формирующих или прижимных подкла­док, неравномерного плавления присадочного металла.

Дефектные участки швов с неправильными размерами при автоматической и полуавтоматической сварке исправляют путем удаления их пневматической рубкой или фрезеровкой с последую­щей заваркой ручной дуговой сваркой или, если это возможно, тем способом, которым производилась сварка до удаления де­фектов.

При контактной сварке размеры швов могут быть нарушены из-за смещения расположения точек от намеченной линии (вслед­ствие небрежной работы сварщика или неправильно настроенного оптического разметчика). При сварке точечных швов могут также возникать чрезмерные вмятины от электродов. Вмятины образу­ются из-за увеличенной силы сварочного тока, длительного сва­рочного импульса, а также малого радиуса сферы электрода. Глубина вмятин точек измеряется индикатором и может достигать до 30% толщины свариваемого листа. Исправление выполняют, ставя качественные точки рядом с дефектными.

( Подрезы, т. е. уменьшение толщины основного металла в месте перехода к наплавленному металлу, возникают из-за увеличенной силы тока при сварке, неправильно выбранных скорости сварки и угла наклона сварочной горелки. Подрезы уменьшают прочность сварных соединений и недопустимы при изготовлении ответствен­ных конструкций.

При сварке автоматами на чрезмерно больших скоростях могут возникать подрезы с нарушением формирования шва. При полу­автоматической сварке тавровых, соединений чаще подрезы возни­кают при неправильном угле наклона горелки.

Подрезы устраняют путем их заварки тонкими валиковыми швами или зашлифовкой, если величина их меньше 0,15 мм.

Наплывы образуются при натекании жидкого расплавленного электродного металла на иенагретую поверхность свариваемого изделия. Наплывы ухудшают внешний вид швов и снижают их работоспособность, так как являются концентраторами напряже­ния. Наплывы возникают при автоматической и полуавтоматиче­ской сварке при пониженной силе тока.

Незаваренные кратеры (местное углубление шва) образуются р местах обрыва или окончания сварного шва. Металл кратера обладает пониженными прочностными характеристиками и яв­ляется источником возникновения трещин. При полуавтоматиче­ской сварке прерывистых швов появление кратеров возможно в конце каждой прихватки. Чтобы предотвратить образование кратера, сварочную горелку в месте обрыва дуги останавливают, несколько удлиняют дугу, а затем совершают небольшое возврат­ное движение, заполняя кратер.

Прожоги вызываются сквозными проплавлениями с образова­нием протеков металла. Прожоги при автоматической и полуавто — 1 матической сварке возникают при значительном завышении силы гока. При контактной сварке прожоги, или выплески, образуются из-за некачественной подготовки кромок (наличие на кромках грязи, краски, окисленной пленки и др.), увеличенной силы тока, I повышенной длительности импульса или малого давления элект­родов.

Прожоги устраняются при контактной сварке, высверливанием точек и последующей их заваркой ручным дуговым методом. При других способах сварки прожоги зачищают и заваривают ручной аргонодуговой сваркой.

Непровары возникают при песплавлеиии основного и наплав­ленного металла в корне шва или у кромок. Непровары могут [образовываться в результате заниженной силы тока, завышенной скорости сварки, отсутствия зазора в стыковом соединении, смеще­ния дуги от оси стыка. При автоматической сварке непровары в стыковых соединениях могут возникнуть от набегания одной (кромки на другую вследствие усадочных укорочений. Непровары (иесплавления) наплавленного металла с кромками изделия или с предыдущими проходами при многопроходной сварке могут образовываться из-за плохой очистки кромок и швов, так как окисная пленка препятствует хорошему расплавлению металла. ; При сварке с обратным формированием шва на стальной про — І кладке непровар в виде иесплавления в корне шва может быть вызван неправильно выбранной формой и глубиной канавки. При контактной сварке непровар (малая величина литого ядра) возникает из-за малой величины сварочного тока, малой длитель­ности импульса тока, плохой подготовки кромок, а также от увеличения площади рабочей поверхности электродов.

Непровары обычно обнаруживают путем применения рентгено — I, или гаммаграфировапия сварных швов. При контактной и других видах механизированной сварки также могут применяться методы исследования макрошлифов, изготовления технологических проб и т. д. Соединения с непроварами, как правило, вырубают и пов­торно заваривают удаленный участок.

При контактной сварке непровары исправляют следующим і образом:

— ставят новые точки рядом с дефектными па повышенном ‘режиме, шаг сварки в этом случае уменьшают в два раза;

— засверливают дефектные точки и ставят заклепки пли за­варивают аргонодуговой сваркой;

— переваривают дефектные точки на контактной машине па повышенных режимах.

Окисные (шлаковые) или вольфрамовые включения при сварке алюминиевых сплавов образуются в результате попадания в наплавленный металл окислов алюминия (AI2O3) и частиц вольфрама. Шлаковые включения возникают в сварных швах из-за наличия окисной пленки на поверхности свариваемых кро­мок или плохо очищенной сварочной проволоки. Попадание вольф­рамовых частиц в расплавленный металл вызвано рядом причин. Одной из них является замыкание вольфрамового электрода при зажигании и неравномерном поддержании длины дуги при сварке, другой — неправильно выбранный режим сварки (недопустимо высокая сила тока), при котором каплевидное уширение вольфра­мового электрода оплавляется и попадает в шов.

Шлаковые и вольфрамовые включения выявляют рентгеио — и гаммаграфированием, затем их удаляют и швы заваривают пов­торно.

V Пористость (полости внутри сварного шва, заполненные газом) при механизированной сварке алюминиевых сплавов является самым распространенным дефектом.

Причины ее возникновения следующие:

— некачественная очистка кромок и сварочной проволоки;

— наличие влаги на поверхности свариваемых кромок и недо­статочное осушение защитных газов;

— неполное удаление окисленного несплавившегося металла корпя шва при двусторонней автоматической сварке;

— несоблюдение рекомендованного режима сварки, особенно скорости при полуавтоматической сварке тавровых соединений.

Наружные поры выявляют при внешнем осмотре, внутренние — путем рентгено — или гаммаграфирования. Швы, имеющие значи­тельное количество пор, удаляют и вновь заваривают.

Трещины возникают в основном в кратерах при сварке пре­рывистых швов полуавтоматами. Иногда трещины образуются при жестком закреплении конструкций, не дающих свободной усадки свариваемых кромок. При контактной сварке трещины могут появляться при малом ковочном усилии, малом сжатии электродов, недостаточной подготовке кромок под сварку и увеличенной силе тока или сварочного импульса.

Обнаруживают трещины путем внешнего осмотра или рентге­нографирования. При автоматической и полуавтоматической сварке части швов с трещинами удаляют и вновь заваривают. При контактной сварке, если трещина в точке меньше половины литого ядра и между точками, имеющими трещины, расположено не ме­нее 10 точек без дефектов, то дефектные точки могут быть остав­лены без исправления. Если трещины распространяются па всю величину ядра, дефектные точки высверливают и заваривают аргонодуговой сваркой.