Отсутствие специализированных цехов и соответствующих условий для изготовления корпусных конструкций из алюминие­вых сплавов, а также недостаток опыта по механизации сборочно­сварочных работ не давали возможности организовать поточный метод изготовления узлов и секций, что ухудшало технико-эконо­мические показатели сборки и сварки конструкций из сплавов АМг в условиях серийной постройки судов.

Для производства корпусных конструкций на одном из пред­приятий в специализированном цехе была организована поточная линия изготовления плоских секций, где некоторые участки и ра­бочие места были оборудованы соответствующей сварочной аппа­ратурой и приспособлениями. Поточная линия состоит из следую­щих участков и площадок (плиты и рабочие места):

— участок изготовления узлов насыщения, оборудованный контактной машиной МТПУ-300, для сварки дельных вещей и уз­лов насыщения типа пайол, подкреплений и т. д.;

— участок сборки и полуавтоматической сварки узлов набора и фундаментов, оборудованный столами, быстрозажимными при­способлениями и сварочными полуавтоматами для сборки и сварки тавровых узлов набора;

— площадка со стендом для автоматической сварки полотнищ с обратным формированием шва и плит для сборки и полуавто­матической приварки набора к секциям;

— площадка для подготовки секций к контактной приварке набора, участка контактных машин с рольгангами для приварки набора и сварки тонколистовых полотнищ внахлестку (выгородки, стенки надстроек и др.).

Порядок перемещения узлов и заготовок собираемых секций на поточной линии при комплексной сборке и механизированной сварке следующий. Обезжиренные и очищенные листы после раз­метки и обработки поступают на плиту с пневматическим стендом, где производят сборку и автоматическую сварку стыков полотнищ с обратным формированием шва за один проход автомата. На стенде сваривают как плоские, так и гофрированные полотнища, а также прессованные панели. Сваренные полотнища передвигают на следующее рабочее место-плиту, где размечают и устанавли­вают набор секций под контактную или полуавтоматическую свар­ку в защитных газах.

Предварительно на участке сборки и сварки набора на пли­тах и специальных столах сваривают тавровые узлы набора и фундаментов с помощью импульсно-дуговой полуавтоматической сварки, которые после изготовления подаются на сборочные пли­ты, где устанавливают набор в секции. Здесь же выполняют сборку и прихватку набора к полотнищам под полуавтоматическую арго-

цодуговую сварку, сварку набора, установку и сварку насыщения, а также сдачу секций ОТК. Затем готовые секции идут на скла­дирование в накопитель или на участок изготовления объемных секций, где из них собирают блок-секции.

На другой плите, установленной у контактных машин, выпол­няют предварительную зачистку углобульбового набора и секций, идущих под контактную сварку. Затем листы и профили уста­навливают на рольганги контактных машин, где производят кон­тактную приварку набора по «сырому грунту» или клею КС-609. Ка этой же плите подготавливают стыки тонколистовых выгоро­док и стенок надстроек толщиной 1,5—2 мм. После зачистки их додают на рольганги контактных машин и сваривают стыки листов внахлестку. Готовые секции, сваренные контактной сваркой, по­мещают на места складирования или же на места сборки объем­ных секций или блоков надстроек.

Для облегчения труда сборщиков и сварщиков были механи — шровапы некоторые вспомогательные операции, такие, как на — ютка сварочной проволоки для автоматической и полуавтомати- іеской сварки; на участке контактной сварки был установлен ста­нок для зачистки профилей под контактную сварку и т. д.

Следует отметить, что в рассмотренной схеме поточного произ­водства конструкций из алюминиевых сплавов еще необходимо •’совершенствование механизации сборочно-сварочных работ и іранспортировки узлов и секций от одного участка на другой, і также автоматизации вспомогательных и сопутствующих опе — )аций.

Для дальнейшего совершенствования сборочно-сварочных про­весов и рациональной организации изготовления плоских секций можно предложить следующие мероприятия (некоторые из них же внедряются в производство).

1. При серийной постройке судов имеется значительное коли — іество тавровых узлов, свариваемых односторонними или двусто — юнними сплошными швами. На участке предварительной сборки 1 сварки узлов набора следует установить специальный станок 1ля сборки и сварки тавровых балок с применением сварочной оловки для импульсной автоматической сварки.

2. Для увеличения номенклатуры свариваемых автоматами плоскостных секций из листов и прессованных панелей с высоким абором или нескольких панелей и секций между собой необходимо і поточную линию установить стенд длиной 6,5 м для сварки

обратным формированием шва, обеспечивающий изготовление екций с высотой набора до 300 мм и толщиной листов до 10—

5 мм. Для механизации подачи листов при сварке и перемещения Варенных полотнищ стенд должен иметь ролики, которые пере — іещают листы.

Применение такого универсального стенда обеспечивает необ — Одимый прижим листов в процессе сварки и достаточный тепло — гвод. На таком стенде можно использовать сварочное оборудо — ание, делающее возможным необходимое проплавление листов 1 достаточную производительность сварки (автоматы для сварки

сжатой дугой, трехфазной дугой, неплавящимся электродом ит. д.),

3. Для проверки полотнищ после сварки желательно создать специальную камеру, оборудованную портативными рентгенов­скими аппаратами, и встроить ее в поточную линию.

4. При полуавтоматической приварке набора в секциях ячей-1 ковым методом может быть рекомендовано специальное приспо­собление для установки на передвижном портале сварочного обо­рудования, от которого вниз идут гибкие шланги со сварочными горелками. Несколько сварщиков смогут одновременно привари­вать набор в ячейках секций. Этот способ может быть применен для сварки в аргоне конструкций из сплавов АМг.

5. С целью автоматизации подачи секций при контактной сварке могут быть использованы специальные рольганги с механизиро ванной шаговой подачей секций. Это дает возможность одном) сварщику сваривать секции больших габаритов.

6. Для проведения контроля контактной точечной сварки бе: разрушения конструкций рекомендуется на контактных машина.’ применять приборы (по принципу дилатометрии) для проверю качества сварных точек и регистрации режимов в процессе сварки Это уменьшит количество технологических проб и образцов-свиде — телей. Сконструированный прибор типа АКС-1 был опробован на некоторых заводах, однако схема его еще далеко не совершенна Разрабатываемые по этому же принципу приборы с числовым от­счетом типа АКС-2 должны найти применение в поточных линиях

7. Чтобы увеличить производительность контактной сварки, не­обходимо рекомендовать на поточных линиях установку конден саторных машин типа МТК-75, потребляющих в несколько раз меньшую мощность и имеющих несколько большую производитель­ность, чем машины типов МТПТ-400 и МТПТ-600.

При усовершенствовании организации поточных линий необхо­дима рациональная подача деталей и транспортировка секций к рабочим местам и на участок складирования. В этой связи реко­мендуется оборудовать участки по сборке и сварке секций грузо- подъемными и транспортирующими устройствами, различными рольгангами, кранами с пневматическими присосками, транспорт­ными тележками и другими средствами, обеспечивающими пере­движение деталей с малыми усилиями. В частности, приспособле­ние для транспортировки листов с помощью пневмоприсосок ис­пользуют в описанной выше поточной линии для изготовления плоскостных секций. Для транспортировки мелких деталей необ­ходимо применять контейнеры. Детали для сборки, необходимая оснастка и приспособления должны быть расположены в стелла­жах у рабочих мест.

Предполагаемая схема поточной линии для изготовления пло­скостных секций на основе рационального использования совре­менной сварочной техники (но без применения транспортных средств) показана на рис. 58.

При серийной постройке цельносварных судов из сплавов АМг значительно увеличивается объем сборки и сварки узлов

и секций для изготовления из них объемных секций и блоков, а также готовых плоскостных секций для установки их на стапеле в соответствии с заданным ритмом постройки. В связи с этим по­точные методы изготовления плоскостных секций с применением механизированной сварки являются реальной необходимостью. Указанные методы рациональны и экономически выгодны по сле­дующим причинам:

— сборка без прихваток при автоматической сварке с обрат­ным формированием швов снижает трудоемкость работы, а глав­ное устраняет операцию кантовки, что позволяет экономить произ­водственную площадь до 15—25%;

— приварка набора полуавтоматической и контактной сваркой в значительной мере снижает сварочные деформации, что позво­ляет уменьшить трудоемкость правки до 40—50%;

—• создание специализированных участков для поточных ли­ний по сборке и сварке узлов набора с максимальным примене­нием методов механизированной сварки увеличивает производи­тельность труда, снижает трудоемкость работ, улучшает качество изготовляемых узлов;

— при поточном изготовлении изделий улучшается организа­ция труда и повышается сроковая дисциплина постройки;

— поточный метод сборки и сварки плоскостных секций при наличии механизации делает возможным с малыми затратами обеспечить задел подсекций и секций для изготовления объемных секций и блоков и организовать их подачу в стапельные цехи в определенном ритме для поточной постройки судов.