Наружное шлифование цилиндрических деталей производят на круглошлифовальных станках способом продольной или поперечной подачи, либо глубинным способом. Цилиндрические детали можно также шлифовать на бесцентровых станках. Шлифование до упора на бесцентровых станках применяют для обработки ступенчатых дета­лей.

При наружном шлифовании цилиндрических деталей широко рас­пространено шлифование способом продольной подачи при закрепле­нии детали в центрах (см рис. 235,а).

Детали, имеющие большие отверстия, шлифуют на жестких или разжимных оправках, обычно укрепленных в центрах станка. Для вращения детали используют поводковые устройства, закрепляемые на шпинделе передней бабки.

Подготовка к наружному круглому шлифованию, как и при других видах шлифования, состоит в следующем: выбирают соответствующий шлифовальный круг и устанавливают его на шпинделе шлифовальной бабки; производят балансировку и правку круга; устанавливают де­таль в центрах или на оправке. Устанавливают упоры продольной по­дачи, поперечную подачу и глубину резания. Проводят пробные про­
ходы и подналадку станка. После этого осуществляют шлифование обьинэ за два прохода (черновой и чистовой).

Внутреннее шлифование цилиндрических деталей выполняют на внутришлифовальных, планетарно-шлифовальных и бесцентровых стан­ках.

Для обработки внутреннего цилиндрического отверстия деталь небольших размеров закрепляют в патроне внутришлифовального станка и сообщают ей вращательное движение (см. рис. 235,6). Шли­фовальный круг прямого плоского профиля получает вращательное движение и две подачи — продольную вдоль оси и поперечную (ради­альную) после каждого прохода.

Глубину резания в зависимости от диаметра шлифуемого отверстия принимают равной 0,006—0,03 мм при черновом и 0,002—0,01 мм при чистовом шлифовании.

При внутреннем шлифовании круг должен иметь перебег на своей ширины.

Внутреннее шлифование обычно ведут кругами небольших диамет­ров, сообщая им большие числа оборотов. Диаметр шлифовального круга определяется диаметром отверстия. При внутреннем шлифовании выбирают более мягкие круги, чем при наружном, так как площадка контакта в нервом случае больше, чем во втором. Стальные детали шлифуют, как правило, с охлаждением, а чугунные и бронзовые — всухую.

Обрабатываемые детали закрепляют в ручных, пневматических, гидравлических или электрических зажимных приспособлениях (обыч­но патронах). Крупные дстали. которые неудобно или невозможно за­креплять в патронах, устанавливают на столе планетарно-шлифоваль­ного станка, шпиндель круга которого вращается не только вокруг сво­ей оси, но и вокруг оси обрабатываемого отверстия; кроме того, шли­фовальный круг получает продольную подачу вдоль оси.

Отверстия колец шлифуют на бесцентровом станке. Бесцентровое шлифование обеспечивает очень высокую точность обработки.

Наружное шлифование конических деталей ведут на круглошлифо­вальных станках тремя способами; поворотом верхней части стола на угол а = 6—7° (что позволяет получить конусность детали до 12—14°); поворотом шлифовальной бабки и поворотом передней бабки вместе с деталью.

При первом и третьем способах продольная подача осуществляется возвратно-поступательным движением стола, поперечная — радиаль­ным перемещением шлифовальной бабки; при втором способе продоль­ная подача производится шлифовальной бабкой, а поперечная — про­дольным перемещением стола.

Наружное шлифование конических деталей ведут также путем за­правки шлифовального круга на конус; улучшение качества шлифо­вания деталей достигается при этом продольным колебательным дви­жением круга.

Внутреннее шлифование конических деталей выполняют на универ­сальных внутришлифовальных станках поворотом на определенный

угол передней бабки с деталью, а также на бесцентровых станках пово­ротом корпуса с рабочими роликами и детали.

Фасонные детали обрабатывают на кругло — и плоскошлифовальных станках с помощью копиров и профилированных или фасонных кругов способом врезания. К фасонному шлифованию относят также обработ­ку направляющих станин сложной формы.

Плоские детали шлифуют на плоскошлифовальных станках пери­ферией или торцом круга; средняя скорость шлифовального круга в зависимости от обрабатываемого материала составляет 35—50 м/с. Крупные детали закрепляют на столе станка при помощи упоров, пла­нок и других приспособлений, а мелкие — при помощи машинных тисков, электромагнитных и магнитных плит.

Шлифование зубчатых колес осуществляют на зубошлифовальных станках методом обкатки или профильным копированием, применяя фасонные шлифовальные круги. При обкатке зубья шлифуют двумя тарельчатыми кругами. Боковые профили зубьев обрабатывают при сложных движениях зубчатого колеса и шлифовальных кругов.

При профильном копировании зубья шлифуют фасонным кругом, имеющим форму впадины между зубьями. Таким шлифовальным кругом одновременно обрабатывают оба боковых профиля зубьев колеса.

Резьбу шлифуют на резьбошлифовальиых станках одно — или много­ниточными профильными шлифовальными кругами. Шлифование резь­бы бывает наружное и внутреннее.

Глава XLIII