При изготовлении ряда узлов возникает необходи­мость точечной и шовной сварки деталей неравной тол­щины из коррозионно-стойких сталей при отношении толщин более 3 : 1 (толщина тонкой детали 0,1—0,6 мм). Такие детали можно сваривать на жестком и мягком режимах.

Жесткие режимы сварки’выполняют на конденсатор­ных машинах и машинах переменного тока при

^св=0,01-^0,04 с. При сварке йа мягких режимах для повышения температуры в тонкой детали применяют тепловой экран-прокладку толщиной 0,15—0,25 мм (см. рис. 36,в). Режим сварки должен быть таким, чтобы прокладка легко отделялась от поверхности тонкой детали. Для этого поверхности прокладки и’тонкой де­тали должны быть тщательно зачищены. Точечную и шовную сварку деталей с прокладками ведут с длитель­ностью тока 0,06—0,14 с (при толщине тонкой детали 0,2—0,6 мм).

Шовную сварку деталей неравной толщины типа сильфонов и мембран с арматурой выполняют на же­стких режимах с применением специальных приспособ­лений, токопроводящих патронов и планшайб, наруж­ных и внутренних цанг. При сварке деталей неравной толщины со стороны тонкой детали устанавливают электроды и ролики — со сферической рабочей поверх­ностью.

Для точечной сварки тонких деталей (экранов, тер­мопар) с крупногабаритными деталями большой тол­щины целесообразно применять малогабаритный руч­ной пистолет. При этом необходимое усилие создается сварщиком, а сварочный ток включается при сжатии пружины и срабатывании микровыключателя. Свароч­ный ток к пистолету и к детали большой толщины под­водится гибким кабелем от стационарной машины или отдельного трансформатора (см. рис. 2,в). Сварку ве­дут на жестких режимах.

Стержни (проволоку) из низкоуглеродистой и кор­розионно-стойкой сталей сваривают в крест на точеч­ных (по одной или нескольким точкам) или специаль­ных машинах. Для сварки используют электроды с пло­ской рабочей поверхностью. Обязательным условием получения качественных соединений является уменьше­ние толщины свариваемых стержней (осадка) в месте сварки на 25—-35% их исходной высоты. Режимы свар­ки стержней из низкоуглеродистой стали выбирают из соотношений: —

/св= (600-h800)d А; fc„=(0,06-b0,08)d с;

Fcs= (35—:-50)d кгс,

где d — диаметр стержней, мм.

.Шовную сварку можно выполнять не только вна­хлестку, но и встык. Стыковые соединения имеют сле-

’’дующие преимущества пе — — ред нахлесточными: эконо-

I мия и меньшая масса метал — ! ла благодаря отсутствию ) нахлестки и гладкая поверх — [. ность шва, а также большая!’ прочность соединений при переменных нагрузках. Для I’ получения стыкового соеди­нения между роликами 1, 4 і и деталями 2 помещают две і тонкие накладки 3 из того же металла, что и детали (рис. 41). Использование на­кладок повышает тепловыделение, снижает отвод теп — 1лоты в ролики и позволяет получить 100%-ное проплав­ление деталей (рис. 41, б). При сварке встык с наклад­ками не требуется специальная подготовка кромок де­талей и допускаются зазоры до.20% толщины деталей. [Соединения встык рационально применять для деталей ■из черных металлов толщиной 1—3 мм при ширине на — [клядок 3,5—6 мм и толщине 0,3—0,5 мм.

Для точечной и шовной сварки деталей с легкоплав­кими защитными металлическими покрытиями (цинко — івание, кадмирование и т. п.) характерно сильное за­грязнение рабочей поверхности электродов и роликов, ja также расплавление и выдавливание металла покры­тия в. зазор между деталями. Последнее для получения ‘качественных соединений требует увеличения сварочно­го тока и усилия. Сварку таких деталей выполняют на жестких режимах с "интенсивным наружным охлажде­нием электродов и свариваемых деталей. При шовной [сварке применяют специальные устройства для зачист — [ки рабочей поверхности роликов в процессе сварки.

Для уменьшения загрязнения электродов и улучше­ния коррозионной стойкости поверхности сварных точек используют пасту, состоящую из 40% алюминиевой [,пудры, 40% порошка графита и 20% смазки (вазелин, Іпушсало). Эту пасту наносят перед сваркой на наруж­ную поверхность деталей. Наружное охлаждение при этом не. применяют.

При точечной и шовной-сварке разноименных метал­лов литая зона смещаетс-я в деталь с более низкой теп — лоэлектропроводностыо. Например, при сварке углеро­дистой стали с коррозионно-стойкой 12Х18Н10Т литая

зона смещена в сталь 12Х18Н10Т. Для получения более равномерного проплавления деталей соответствующим образом выбирают размеры рабочих поверхностей элек­тродов (роликов), кроме того, со стороны более тепло­проводного металла применяют электрод, изготовлен­ный из медного сплава с низкой теплоэлектропроводно — стью, например, бронзы Бр. НБТ. При сварке легких сплавов варьируют только размерами рабочей поверх­ности электродов и используют жесткие режимы сварки на конденсаторных машинах.

Точечную и шовную сварку коррозионно-стойких алюминиевых сплавов (типа АМц, АМг) при большом отношении толщин деталей для получения проплавле­ния тонкой детали выполняют с тепловым экраном — прокладкой из стали 12Х18Н9Т толщиной 0,15— 0,25′ мм. Прокладка, установленная между электродом и тонкой деталью, обеспечивает сквозное проплавление последней. Такой прием может быть применен при сварке алюминиевых сплавов на машинах с малыми сварочными токами. В этом случае прокладки устанав­ливают между обоими электродами и деталями.

Для защиты от коррозии внутреннюю полость на­хлестки деталей покрывают перед сваркой лаками, грунтами, а иногда клеями. При точечной сварке такое жидкое покрытие выдавливается из контакта деталей и не препятствует формированию литого ядра. При свар­ке черных металлов используют электропроводные по­крытия из лака 170 с наполнителем из алюминиевой пудры, а при сварке алюминиевых сплавов — грунты типа АЛГ-1 и специальные пасты. Для более полного выдавливания жидкого покрытия рекомендуется уве­личивать усилие электродов. Сварка деталей с предва­рительно нанесенным покрытием возможна в течение определенного времени его жизнеспособности, завися­щей от состава покрытия и температуры помещения.

Кроме соединений внахлестку деталей из листа с выштампованными рельефами (см. рис. 3,а) применяют Т-образную рельефную сварку деталей типа болтов, шпилек, стержней торцом к листу. На торцах деталей, свариваемых с листом, должны быть образованы релье­фы для концентрации нагрева в стыке деталей. Наибо­лее распространенной является коническая и сфериче­ская обработка торцов. Лучшие результаты достигаются при подводе сварочного тока к боковой поверхности 102 стержня, ближе к месту сварки. При небольшой высоте и достаточном сечении деталей допускается подводить ток с торца. При Т-образной сварке соединение форми­руется преимущественно без расплавления металла (в твердой фазе), аналогично стыковой сварке сопро­тивлением. Несмотря на отсутствие литой зоны при ис­пользовании рациональных режимов сварки соединения обладают высокой прочностью и разрушаются с выры — вом по основному металлу.