Практически все стыковые машины совме­щают сборочно-сварочные операции в еди­ный технологический процесс. Однако уни­версальное оборудование обеспечивает сварку только одной детали. В отдельную группу можно выделить специализированные ком­плексы для многопозиционной сварки оплав­лением. В ряде случаев на таком оборудовании выполняют тавровые соединения. Машина К329 предназначена для многопозиционной сварки трубных секций охладителей крупных трансформаторов, машина К804 — для много­позиционной сварки всех элементов оконных переплетов. Характерной особенностью по­следней машины является наличие электроме­ханического кулачкового механизма оплавле­ния и гидравлического механизма осадки.

Машины К774А и К787 сварки тавровых элементов закладных деталей железобетона обеспечивают одновременную приварку двух анкерных стержней к пластине. Специализи­рованная машина К589 сваривает блоки карте­ров крупных дизелей. Оплавление производит­ся в пяти местах конструкции. Суммарная площадь свариваемого сечения 50 000 мм2. Все механизмы зажатия и сближения перечислен­ных машин (кроме машины К804) гидравличе­ские. Вторичный контур компонуется на базе нескольких трансформаторов. Токоподвод от каждого трансформатора осуществляется к од­ному или нескольким элементам свариваемой конструкции. Машина К804 имеет гидропри­воды зажатия и осадки, а также электромеха­нический кулачковый привод оплавления. Та­кое оборудование обеспечивает установку и фиксацию заготовок деталей перед сваркой, одновременную сварку 2 — 40 стыков, а при наличии вспомогательного оборудования — необходимую послесварочную обработку.

Для контактной стыковой сварки рельсов узкоколейных и трамвайных путей метрополи­тена в пути применяют передвижные рельсо­сварочные устройства ПРСМ-1, ПРСМ-2, ПРСМ-3, размещенные на железнодорожной платформе (рис. 2.5). Каждая установка обору-

дована двумя подвесными рельсосварочными машинами К155, К255, К255А или К355.

Установки ТКУС-1А для сварки труб диа­метром 114…219 мм или 273…377 мм в стацио-. нарных условиях укомплектованы сварочны­ми головками 2 СГ-1 или СГ-2, внутренними 1 и наружными 3 гратоснимателями, электро­станцией 9, гидропневмоприводом 10, механи­зированными стеллажами, зачистной машиной 5 (рис. 2.6).

Для механизированной сварки труб диа­метром 114…325 мм в трехтрубные плети дли­ной менее 40 м на полустационарных трубо­сварочных базах используют поточные линии типа ПЛТ321, аналогичные линии ТКУС-1А, но со стыковой машиной К584М. Передвиж­ная установка ТКУП321 на базе машины К584М состоит из трубоукладчика Т01224Г, подвесного рольганга со сварочной машиной, буксируемого укрытия, передвижной электро-

2 1

станции, зачистного устройства, внутреннего гратоснимателя.

На линии сварки колес легковых автомо­билей (рис. 2.7) производятся: разметка руло­на, правка, отрезка полосы, гибка полосы в кольце, стыковая контактная сварка кольца, срезание грата, предварительная формовка, профилирование и калибровка обода, пробив­ка вентильного отверстия, запрессовка диска в обод, контактная сварка диска с ободом в восьми точках, контроль качества.

Линии К777 и К819 (рис. 2.8) для сварки стержневой арматуры железобетона отличают­ся только компоновкой механизмов, предна­значены для работы на крупносерийных пред­приятиях строительной индустрии и позво­ляют механизировать вспомогательные опера­ции, включая контроль текущих параметров
технологического режима сварки. Механизмы и узлы линии извлекают арматурный стер­жень из пачки, подготавливают торцы и боко­вые поверхности стержней для сварки, а также подают и устанавливают их в электроды ма­шины, сваривают, удаляют грат, режут стерж­ни на отрезки заданной длины, ведут счет и складирование готовых изделий. Не механизи­рованы только операции по установке пачки арматуры в загрузочное устройство и удалению мерной арматуры из бункера, выполняемые краном арматурного цеха.

Сваривают арматуру классов А-1-А-IV и Ат-IVC диаметром 14…40 мм на стыковой ма­шине К724А, входящей в состав линии. Техно­логия и оборудование линии гарантируют из­готовление качественных практически равно­прочных с основным металлом контактных

стыковых соединений. Ниже приведена тех­ническая характеристика линии.

Номинальная потребляемая

мощность, кВ • А…………………………………… 112,5

Число ступеней регулирования сварочного

тока………………………………………………………….. 16

Вторичное напряжение холостого

хода, В…………………………………………….. 4…8

Номинальное усилие осадки, кН. . . . 160

Усилие зажатия, кН………………………………….. 320

Максимальная скорость осадки, мм/с 50

Скорость оплавления, мм/с………………… 0,2…5,0

Производительность линии при подаче стержневой арматуры длиной 9 м, диа­метром 28 мм и длине готовой детали

10,9 м, деталей/ч……………………………………….. 20

Длина стержней, подаваемых

на линию, м…………………………………………… 3…12

Скорость извлечения стержня из пакета и транспортировки сваренной плети, м/с 0,5

Диаметр арматуры, мм………………………. 14…40

Длина готовых деталей, м…………………. 6… 18

Габаритные размеры

линии, мм…………………………… 38810x4200x2265

Масса линии, кг……………………………………. 16600