Опыт применения механизированной сварки порошковой проволокой в различных отраслях промышленности показывает следующее; наибольшая эффективность достигается при внедрении этого способа взамен ручной сварки покрытыми электродами, а в раде случаев полуавтоматическом свар­ки под флюсом и проволокой сплошного сечения в углекислом газе.

Внедрение сварки порошковой проволокой существенно не изменяет тех­нологического процесса изготовления металлоконструкций. При внедрении должны учитываться возможности проволоки, требования к швам и качест­ву конструкций, характеристики применяемых для их изготовления марок сталей, размеры изделий, толщина металла, протяженность и пространст­венное положение швов, возможность использования сварки с дополнитель­ной защитой зоны дуги углекислым газом, наличие общецеховой вентиляции и т. д.

Указанные (факторы в значительной мере определяют целесообразность и технико-экономическую эффективность применения автоматической или полуавтоматической сварки, выбор оборудования и марки проволоки.

При замене ручной дуговой сварки штучными электродами полуавтомати­ческой сваркой порошковой проволокой достигается значительное повыше­ние производительности труда (в среднем в 2 раза) за счет увеличения производительности самого сварочного материала, увеличения времени ис­пользовать. оборудования и снижения затрат на последующую зачистку швов. В ряде случаев возможно уменьшение катетов угловых швов и у;иень — шение разделки кромок под сварку, так как проволока обеспечивает бо­лее глубокий провар изделия, что увеличивает экономическую эффективность применения нового способа. При использовании порошковых проволок вме­сто проволоки СВ08Г2С диаметром 1,6 — 2,0 ш повышается производитель­ность оварки (в ореднем на 10-30$)сокращаются затраты на зачиотку швов от брызг, улучшаюгоя внешний вид и качество металлоконструкций. Данные о соотношении выпускаемых в СССР самозащитных и гаэозащитных порошко­вых проволок, приведенные в табл. і8, свидетельствуют о росте доли вы­пуска порошковых проволок для сварки в углекиолом газе.

Таблице 18

ііоля выпуска, %

Проволоки

j 1970

1971

1974

Самозащитпая

60

55

33

іфія сварки с защитой СО.^

40

45

67

В настоящее время порошковая проволока широко применяется при про­изводстве строительных и дорожных машин (экскаваторы, бульдозеры, ав­токраны), в тяжелом машиностроении (рудовозы, модные мостовые краны, горнодобывающие машины, оборудование обогатительных фабрик, грузовые вагоны, тяжелое шахтное оборудование), в сельскохозяйственном машино­строение (самоходные уборочные комбайны, сеялки, культиваторы, плуги), в автомобилестроении (сварка рам автобусов), в черной металлургии (ремонт и изготовление металлургического оборудования), в пищевой промышленности (изготовление холодильных агрегатов). Большой опыт применения порошковой проволоки накоплен при изготовлении различного рода строительных металл©конструкций — балок, ферм, колонн, элементов мостов, радиовышек, опор линий электропередачи, каркасов промышленных зданий. Сварка порошковой проволокой со свободным и принудительным формированием применяется в судостроении, при строительстве резервуа­ров, доменных комплексов и т. д,

Применение сварки порошковой проволокой — эффективное средство по­вышения производительности труда, снижения стоимости сварочных работ. Сравнительная оценка производительности сварки наиболее распространен­ными марками порошковой проволоки, проволокой сплошного сечения и штучными электродами, а также расчетная себестоимость I кг металла, наплавленного этими сварочными материалами, приведены в табл. 19 и 20. Из этих данных видно, что количество металла, наплавляемого самоэащит — ной порошковой проволокой рутилового типа (ШТ-АНІ), в 1,6-2,5 раза больше, чем однотипными электрода?4и(АНО-4 и АНО-5). При сварке проволо

карбонатно-фпюоритного типа (ПП-АНЗ)производительность наплавки в 3-5 раз выше по сравнению о электродами основного типа (УОНИ-13/55, CM-II и ДСК-50). Применение самозащитной проволоки рутил-органическо — го типа позволяет снизить себестоимость наплавленного металла на 20- 30#, а проволоки карб она тно-флгаоритного типа — на 30-40#.

Швы, выполненные порошковой проволокой, отличаются более глубоким проплавлением основного металла. В связи с этим эффективность приме­нения пороговой проволоки монет быть существенно повышена за счет уменьшения катетов швов.

Несмотря на выоокую производительность порошковых проволок, при­меняющихся с дополнительной газовой защитой, расчетная себестоимость наплавленного ими металла несколько выше, чем наплавленного проволо­кой СВ-06Г2С. Это объясняется іязноотью в установленной в настоящее время цене проволоки сплошного сечения и порошковой. Однако следует учесть, что расчеты выполнены без учета времени, необходимого для уда­ления брызг электродного металла, которые при сварке проволокой Св-08Г2С дирметром 1,6-2,0 ми составляют значительную долю трудоемко­сти сварочных работ.

На киевском заводе "Красный экскаватор", применяющем порошковую проволоку Ш1-АН8 взамен проволоки Св-08Г2С, трудоемкость сварки ковша экскаватора только за счет устранения операции по очистке швов от брызг уменьшилась на 25-30#. На ряде заводов до внедрения порошковой прово­локи ГШ-АН8 каждых двух сварщиков обслуживал рабочий, занятый удалени­ем брызг и механической доводкой формы швов. Боли учесть эти трудозат­раты и принять во внимание более вьгаокое качество швов, обеспечиваемое порошковой проволокой, отаиовятоя очевидными преимущества последней.

Для изготовления машин с тяжелым режимом работы широко применяются низколегированные стали. Применение сварки самозащитной порошковой проволокой карбонатно-флюоритного типа или рутил-флюоритного типа в углекислом газе взамен элект]Х)дов фтористо-кальциевого типа (УОНИ — 13/55, ДСК-50) позволяет повысить производительность труда более чем в два раза. Расчет, проведенный по результатам внедрения сварки порош­ковой проволокой ходовой части роторного экскаватора, показал, что при этом себестоимость сварочных работ снижается более чем на 30#.

На Дановском заводе металлоконструкций при замене ручной сварки электродами на полуавтоматическую порошковой проволокой производитель­ность труда свайщиков возросла на 46#. За этот же период времени ко­личество постов для ручной сварки уменьшилось вдвое. Применение по­рошковых проволок ПП-АНЗ, ІШ-АН4 и Ш1-АН8 дает заводу экономический эффект около 300 руб. на каждой тонне использованной проволоки.

Высокая эффективность сварки порошковой проволокой на ближайший период времени станет однім из основных направлений механизации изго­товления металлических конструкций.

[1]Антифризы — водные растворы спиртов, гликолей, глицерина и некоторых неорганических солей, не замерзающие при низких темпе­ратурах.

Рис. 8.5. Схема роликового вращателя: 1 — электродвигатель; 2 — редуктор; 3 — распределитель мощности; 4 — вал; 5 — обрезиненный ролик

Обслуживание установок "Север-1" осуществляет бригада, состоящая из

[4] человек: оператора сварочной машины, помощника оператора, четырех машинистов-трубоукладчиков, трех слесарей-трубоукладчиков, машиниста электростанции, электрика, двух операторов по зачистке и снятию наруж­ного грата, бульдозериста.