Приемо-сдаточные испытания проводятся по следующей про­грамме:

1. Внешний осмотр трансформатора, проверка правильности маркировки и соответствия рабочим чертежам.

2. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно магнитопровода и между собой мегомметром на 500 В. Значе­ние этого сопротивления должно быть не менее 1 МОм.

3. Проверка герметичности системы водяного охлаждения вторичного витка. Проводится в течение 5 мин при открытых сливных отверстиях при расчетном расходе воды или при за­крытых сливных отверстиях при давлении на входе 0,3 МПа, при этом утечки из соединений и появление воды на деталях трансформатора не допускаются.

4. Измерение сопротивления постоянному току обмоток трансформатора в холодном состоянии. Сопротивление первич­ной обмотки определяется на первой и номинальной ступенях.

В трансформаторах для машин постоянного тока сопротивление вторичной обмотки следует измерять для каждого витка непо­средственно на шинах выпрямительных блоков. Измерение со­противлений выполняется по методу амперметра — вольтметра. Используется источник постоянного тока с падающей характе­ристикой, допускающей короткое замыкание, с коэффициентом пульсаций не более 5%- При приемо-сдаточных испытаниях сопротивление может измеряться микроомметром.

5. Испытание межвитковой изоляции первичной обмотки. Проводится на наибольшей ступени регулирования. Для этого при разомкнутой вторичной обмотке к зажимам первичной об­мотки подводится напряжение на 30 % выше первичного на­пряжения той частоты, на которую спроектирован трансформа­тор. Время приложения испытательного напряжения — до мо­мента достижения допускаемой для данного класса изоляции температуры, но не более 5 мин. При испытании необходимо следить, чтобы ток холостого хода не превосходил номиналь­ного первичного тока, на который рассчитана обмотка. Значи­тельное увеличение тока холостого хода по сравнению с тако­вым у аналогичных испытанных трансформаторов свидетель­ствует о витковом замыкании в обмотке или о нарушении изоляции стяжных шпилек с возникновением короткозамкнутых контуров в магнитопроводе. В этом случае трансформатор под­лежит разборке для устранения дефекта.

6. Испытание электрической прочности изоляции обмоток трансформатора относительно корпуса (магнитопровода). Про­водится в течение 1 мин напряжением, для вторичной обмотки равным напряжению питающей сети, а для первичной — ука­занным в табл. 9.1. Если испытанию подвергается трансформа­тор, установленный в машине, то в машинах с заземленной вто­ричной цепью при испытании изоляции вторичной обмотки от корпуса трансформатор должен быть отключен от вторичной цепи.

7. Проверка схемы секционирования первичной обмотки. Для этого на холостом ходу замеряются вторичные напряже­ния трансформатора на всех ступенях, а также первич-

Таблица 9.1

Номинальное напряжение

Испытательное

испытываемой обмотки, В

напряжение, В

До 220 включительно

1700

Свыше 220 до 380 включительно

2000

» 380 » 500 »

2250

» 500 » 600 »

2500

ное напряжение. Проверяются коэффициенты нарастания напря­жения при переходе со ступени регулирования с номером п на ступень п+1 на всех ступенях регулирования и отношение мак­симального напряжения к минимальному (см. табл. 1.10).

8. Измерение тока и потерь холостого хода. Проводится при номинальном первичном напряжении на номинальной ступени. Значение тока холостого хода оговорено в п. 4.5.8.

Периодические испытания проводятся по программе, вклю­чающей в себя все восемь пунктов программы приемо-сдаточ­ных испытаний и, кроме того, следующие испытания:

9. Снятие характеристики холостого хода трансформатора. Схема подключения приборов приведена на рис. 9.1. Данные опыта холостого хода сводятся в табл. 9.2, на основании ко­торой строятся графические зависимости Io=f(Ui) и Po~f(Ui)-

При необходимости учета влияния фазового регулирования питающего напряжения на работу трансформатора в режиме холостого хода контактор подключают к точкам а и б и уста­навливают с помощью аппаратуры управления требуемый угол включения контактора. Дальнейшее снятие характеристик про­изводится изменением Ui с помощью автотрансформатора АТ.

10. Снятие характеристик короткого замыкания. В связи с тем что внешний контур машины и вторичная обмотка транс­форматора образуют единый сварочный контур, режим «нор­мального» короткого замыкания обычно осуществляется на электродах машины, исключая только свариваемые детали, по схеме рис. 9.2. При замкнутых накоротко электродах к первич­ной обмотке трансформатора подводится такое напряжение UlK.3, при котором /ік. з = /щом И /2 к. з = /2 нем — РеЖИМ КЗ ОСу- ществляется с целью определения активного гм. к. з, индуктив­ного Хм. к. зі полного 2м. к. з сопротивлений обмоток трансформа — тора и элементов вторичного контура машины и коэффициента мощности cos<pK. з. Эти параметры необходимы для корректи­ровки значения вторичного — напряжения сварочного трансфор­матора и построения внешних характеристик машины.

Поскольку в контактных машинах основная доля полного сопротивления падает на вторичный контур с трансформато­ром, то Пік. з весьма велико и составляет 75—80 % от номи­нального 01. При снятии характеристик КЗ машины регулиро­вание напряжения Пік. з производится автотрансформатором АТ или каким-либо другим регулятором соответствующей мощ­ности. В соответствии с ГОСТ 297—80 короткое замыкание для точечных и шовных машин осуществляется непосредственным замыканием электродов наибольшим усилием F, развиваемым машиной. Рабочие поверхности электродов точечных машин должны быть плоскими, а шовных — цилиндрическими. Диаметр рабочей поверхности электродов точечных машин или ширина рабочей поверхности электродов шовных машин d= (0,5± ± 0,05) д/Г > 2,5 мм.

Для рельефных и стыковых машин короткое замыкание осуществляется путем зажатия наибольшим развиваемым ма­шиной усилием F между соответствующими электродами мед­ной планки, сечение которой должно быть достаточным, чтобы предотвратить ее перегрев. Длина медной планки между рабо —

чими плитами рельефных машин L=0,012 /7 + 75 мм, где F — в деканьютонах. В случае если минимальное расстояние между плитами больше полученного по расчету, то длина планки дол­жна быть равна минимальному расстоянию плюс 5 мм.

Длина планки между зажимными губками стыковых машин L= 1,5 S/B + 2 мм, где S — максимальное свариваемое сечение компактного профиля, мм2; В — наибольшая ширина губки, мм.

Характеристики КЗ снимаются на всех ступенях трансфор­матора, обычно на каждой ступени в трех точках. Данные опыта КЗ сводятся в табл. 9.3, на основании которой строятся

Графические ЗавИСИМОСТИ /ік. з = ЦНік. в) И PiK. a = f(UlK. s) .

При необходимости учета влияния фазовой отсечки сетевого напряжения на параметры КЗ машины прерыватель подключа­ется к точкам а и б и устанавливается в требуемое положение. Дальнейшее снятие характеристик производится изменением £/1к. з с помощью автотрансформатора. Следует иметь в виду, что с увеличением глубины фазовой отсечки численные значе­ния параметров хм. к. 3 и ZM. к. 3 значительно возрастают, а ве­личина COS фк. з снижается (см. гл. 6).

Характеристика КЗ трансформатора (без машины) снима­ется аналогично характеристике КЗ машины, при этом замыка­ются накоротко контактные колодки трансформатора перемыч­ками минимальной длины. Конфигурация перемычек зависит от взаимного расположения контактных колодок трансформа­тора. Сечение перемычки должно быть достаточным, чтобы предотвратить ее перегрев, а сопротивление по возможности ми­нимальным, чтобы повысить точность измерения. В некоторых случаях используют перемычки с водяным охлаждением.

11. Испытание элементов трансформатора и машины на на­грев в повторно-кратковременном режиме при номинальном значении сварочного тока на номинальной ступени трансфор­матора и заданном расходе воды. Испытание осуществляется или при нагрузке на участке электрод — электрод, или при коротком замыкании электродов. Измерение превышения темпе­ратуры обмоток трансформатора и элементов токопровоДа ма­шины производится по сопротивлению и по термопарам, уста­навливаемым в наиболее горячих точках. Неизменность в тече­ние 20—30 мин показаний приборов, измеряющих температуру отдельных элементов трансформатора и вторичного контура или охлаждающей воды у сливного отверстия, свидетельствует о до­стижении установившейся температуры нагрева. Сразу же по­сле отключения трансформатора от сети производятся измере­ния сопротивлений его обмоток и токопровода п и замер тем­пературы охлаждающей среды і0Хл-

Превышение температуры медных обмоток и медных эле­ментов токопровода в градусах Цельсия, измеренное по сопро­тивлению, рассчитывается по формуле

где іХол — температура элемента в холодном состоянии при из­мерении гхолі 235 — термический коэффициент. Для алюминие­вых обмоток его численное значение равно 245.

Нормы предельно допустимых превышений температуры об­моток трансформатора приведены в табл. 2.7.

Квалификационные испытания проводятся по программе пе­риодических, состоящей из 11 пунктов, и дополнительно вклю­чают в себя следующие испытания:

12. Проверка переключателя ступеней. Переключение штеп­сельных, барабанных и пакетных переключателей должно про­изводиться под напряжением и отключенной нагрузке без при­менения инструмента. Переключение пластинчатых переключа­телей с применением инструмента должно производиться при отключенном напряжении.

13. Проверка на влагостойкость. Для этого трансформатор помещается на 10 суток в гигростат с относительной влажно­стью (95+3)% при температуре воздуха около 30 °С. Измеря­ются и фисируются значения сопротивления изоляции обмоток относительно магнитопровода и между собой перед закрытием гигростата и по истечении 10 суток. Понижение сопротивления изоляции менее чем до 0,1 МОм свидетельствует о том, что изоляция не удовлетворяет требованиям влагостойкости.

14. Проверка номинального сварочного тока. Номинальный сварочный ток проверяется по внешней характеристике ма­шины, построенной по данным опытов холостого хода и корот­кого замыкания, и по характеристике падения напряжения на свариваемых деталях номинальной толщины и сечения. Точка пересечения этих двух характеристик и соответствует действи­тельному значению сварочного тока. Замеры на электродах ма­шины производятся на номинальной ступени регулирования вторичного напряжения трансформатора при номинальных рас­творах и вылетах хоботов машины. При построении характери­стик (или линии) падения напряжения на свариваемых деталях точечных, шовных и рельефных машин эквивалентные сопро­тивления выбираются в соответствии с табл. 1.6 и 1.7.