Возможность повреждений сварочных трансформаторов, свя­занных с транспортировкой машин на завод-изготовитель и хра­нением на складах до введения их в эксплуатацию, требует оп­

ределенных мер предосторожности и проверки перед первым включением трансформаторов в сеть.

Поскольку наиболее уязвимой частью каждого трансформа­тора являются обмотки, то прежде всего необходимо проверить состояние этих узлов.

С этой целью визуально определяют:

а) отсутствие механических повреждений изоляции катушек первичной обмотки, отводов и выводов, изоляции между обмот­ками и магнитопроводом;

б) отсутствие обрывов кабельных наконечников от выводов и выводов от катушек;

в) надежность контактов в соединениях выводов и отводов с переключателем;

г) отсутствие вмятин, трещин и изломов у элементов си­стемы водяного охлаждения, перегибов у соединительных шлан­гов и смещенных или поврежденных хомутиков крепления шлангов.

Кроме того, вручную на ощупь проверяется надежность крепления обмоток, и в случае его ослабления подбираются распорные клинья и поджимаются болтами лобовые части ка­тушек и дисков вторичной обмотки.

Исправность системы водяного охлаждения проверяется и после подключения ее к водопроводу. При этом внимательно осматриваются обмотки и шланги с целью выявления течи, а также по струе на сливном патрубке определяется возмож­ность регулирования расхода охлаждающей воды. По истечении пятиминутной проверки системы водяного охлаждения под дав­лением проверяется сопротивление изоляции обмоток относи­тельно магнитопровода и между обмотками с помощью мегом­метра. Сопротивление изоляции должно быть не ниже 1 МОм. При пониженном сопротивлении отсыревшей изоляции необхо­димо произвести сушку трансформатора одним из известных способов. С помощью омметра определяются обрывы в схеме.

После включения трансформатора в сеть на холостом ходу проверяются вторичные напряжения по ступеням и соответствие их значениям, указанным на щитке. В процессе эксплуатации аналогичные проверки, профилактические осмотры и ремонты выполняются специальным обслуживающим персоналом в соот­ветствии с календарным графиком профилактических мероприя­тий, периодичность’которых устанавливается на основе опыта эксплуатации сварочных машин данного типа с учетом их ре­альной загрузки.

При серьезных повреждениях (витковые и короткие замы­кания, течь воды, внутренние обрывы), устранение которых не­возможно без демонтажа и разборки, трансформатор отправля­ется в электроремонтный цех на капитальный ремонт.

Решение о капитальном ремонте трансформатора или о его демонтаже может быть принято не только в результате аварий­ной ситуации, но также в плановом порядке на основе статисти­ческих данных о средней продолжительности срока службы трансформатора данного типа.

[1] Расчетным вторичным током машин контактной сварки и трансформа­торов называется максимальный ток, при котором элементы вторичного кон­тура машины и обмотки трансформатора могут работать длительное время

(при ПВ=100%) без недопустимых нагревов.

[3] Необходимый момент инерции / сечения элемента рамы, рассчитываемый из условия ее жесткости, определяется по фор­муле