§ 1.1. Применение сварки в конструкциях

Разработка научных основ проектирования конструкций проводи­лась в ИЭС им. Патона, МВТУ им. Баумана, ЦНИИТМАШе, ЦНИИСКе и др. Рационализация проектирования и типизация изделий проводилась ЦНИИпроектстальконструкцией им. Н. П.Мельникова и рядом других организаций.

Блестящими примерами на заре применения сварки было создание сварных мостов под автодорожное движение в Ленинграде (мост имени лейтенанта Шмидта) во второй половине 30-х годов и в Киеве (мост имени Е. О. Патона) во второй половине 40-х годов.

Применение сварки в мостостроении сыграло выдающуюся роль в развитии сварочной техники в металлоконструкциях всех видов. Сварной железнодорожный мост являлся своего рода флагманом, иллюстрирующим безопасность и надежность работы сварных соединений в наиболее трудных эксплуатационных условиях.

В мостах, в особенности со сквозными фермами, сочетаются мночисленные трудности применения сварки:

— высокие напряжения в элементах во время эксплуатации, наличие ярко выраженных динамических нагружений;

— большое число высоконапряженных Швов, в том числе угловых, и относительно сложные конструктивные формы узловых сопряжений элементов ферм;

— ударное воздействие подвижного состава в стыковых накладках рельсов, в том числе в условиях низких температур;

— наличие элементов, пересекающихся в разных направлениях в пространстве, что создает трудные условия для монтажной сварки.

Поэтому естественно, что демонстрация возможности создания сварных конструкций мостов стимулировала применение сварки в других, более легких случаях эксплуатации.

Второй отраслью техники, значительно способствовавшей приме­нению сварки, являлось судостроение. Сварка в судостроении стала применяться с начала 30-х годов.