При пайке твердыми припоями спаянный узел (особенно тонко­стенные трубы) часто коробится. В таких случаях приходится про­изводить рихтовку. Деталь насаживают на специальную оправку и выправляют легкими ударами молотка через текстолитовую про­кладку.

Бывает много видов оправок, применяемых при рихтовке.

Приведем описание одной удобной для работы оправки.

Оправка (фиг. 80) состоит из двух раздвижных клиньев, кото­рые, сдвигаясь, заполняют внутреннее пространство прямоугольной трубы. Как только часть трубы отрихтована, болтом освобождают

image152

подвижной клин оправки, передвигают оправку в другую часть тру­бы и рихтуют новый участок и т. д.

Существует также метод горячей рихтовки, основанный на 1 *

использовании линейного расширения металла при нагревании. Для горячей рихтовки изготовляют жесткую стальную оправку по внут­реннему контуру детали, которая должна подвергнуться рихтовке. Vf’ , Поверхность оправки должна быть шлифована или полирована, смотря по тому, какая требуется чистота внутренней поверхности детали.

Деталь (паяный узел), которая должна быть исправлена, нагре­вается. Когда она расширится, в отверстие вставляют оправку и дают детали остыть на оправке. При остывании деталь плотно охва­тывает контур оправки и рихтуется таким образом на прямолиней­ность. Когда это необходимо, деталь, не снимая с оправки, еще под- рихтовывают молотком.

Освобождают оправку из детали на прессе, так как она плотно сидит на оправке и снимается очень туго. Иногда деталь подогре­вают, для того чтобы легче вынуть оправку.

При технологической подготовке деталей для пайки особое вни­мание следует обратить на величину зазора между сопрягаемыми поверхностями, так как от этого зависит прочность и качество соеди­нения. Для создания капиллярности, следствием которой является всасывание расплавленного припоя в зазор между сопрягаемыми поверхностями, величина этого зазора должна быть достаточно малой.

От величины зазора (в связи с различными условиями капилляр­ности) зависит диффузионный обмен припоя с металлом деталей и прочность соединения. Для различных припоев необходимо преду­сматривать различные зазоры. Так, например, для соединяемых между собой стальных деталей цилиндрической формы зазор при пайке легкоплавкими припоями должен составлять 0,2—0,75 мм на сторону, при пайке серебряными припоями — 0,03—0,03 мм, при ■пайке медью и латунью — 0,012 мм.

При соединении пайкой серебряными припоями материалов типа Л-62, ЛС-59-1 и Л-96 рекомендуются следующие зазоры между спаиваемыми поверхностями: для крупных деталей 0,08—0,25 мм, для трубчатых соединений 0,05—0,3 мм, для мелких деталей 0,03— 0,0в мм и для деталей средней величины 0,06—0,3 мм на сторону.

Зазоры могут изменяться в зависимости от конфигурации спаи­ваемых деталей, их толщины, рода металла, близости паяных швов и других факторов. Надо, однако, помнить, что зазор, обеспечиваю^ щий наиболее прочный шов, это 0,03—0,08 мм на каждую сторону.