§ і

СБОРКА И СВАРКА ОБЪЕМНЫХ СЕКЦИЙ

При постройке цельносварных судов из сплавов АМг корпус обычно изготовляют секционным или блочным методом. Чтобы обеспечить большую жесткость конструкций и уменьшить период стапельных работ, корпус судна желательно изготовлять из блок — секций. Так, некоторые суда на подводных крыльях и ряд судов с цельносварными корпусами в последнее время были построены блочным методом, как более рациональным.

ПО

Сборку объемных секций обычно производят в цехе предвари — ельной сборки из предварительно изготовленных плоскостных екций борта, переборок, платформ и палуб (блоки корпуса) или тенок надстроек, крыш и выгородок (блоки надстройки). Плоско — гные секции предварительно сваривают, используя механизиро- анную сварку, и подают на участок для изготовления полуобъем — isx (днищевых) или объемных секций (носовой, кормовой блоки ( т. Д-).

Сборку блока в постели выполняют следующим образом. а днищевые секции, которые собирают в постелях, навешивают ортовые секции и подкрепляют их с помощью навесных лекаль — ых стоек. Затем стыкуют переборки и палубные секции. При борке и сварке блока для обеспечения жесткости секций и облюдения обводов корпуса вводят одну или две фальшпере — орки из стали, которые служат каркасом. В последнюю очередь станавливают палубу.

Технология изготовления объемной секции состоит из следуго — дах операций. В днищевую постель для сборки и сварки днище — ых секций на лекала по обводам секции укладывают листы на — ужной обшивки, которые подгоняют по стыкам и пазам. Листы одтягивают к лекалам постели с помощью сборочных приспособ — ений (талрепов, тяг и т. д.). Ручной аргонодуговой сваркой листы бшивки прихватывают с помощью планок из сплава АМг к лека — ам днищевых секций, которые армированы листами из алюминие — ых сплавов. Кромки листов подгоняют под сварку. В зависимо — ги от толщины обшивки производят разделку фасок (начиная толщины 4 мм и выше). Затем зачищают стыки под сварку.

Сварку стыков и пазов, в зависимости от размеров секций, ожно выполнять вручную или комбинированным способом: вруч — ую и автоматом. Если объем сварки достаточно велик, приме — шт автоматическую сварку (если это целесообразно). Так, при зарке днищевых секций судов на подводных крыльях, где объем зарки достаточно велик (так как днищевые секции собирают на щой общей постели), сварку пазов выполняют следующим обра — )м. Пазы обшивки сваривают вручную в потолочном положении, нем внутри секции (со стороны набора) подрубают корень шва автоматом типа АДСВ-2 неплавящимся электродом сваривают! зы секции. Автомат движется вдоль свариваемого стыка по на — авляющей рейке. Сварку проводят на режимах, обеспечивающих ;убокое проплавление металла. Сварку стыков обшивки полуав — >матами применяют редко, так как достаточную плотность и хо — >шее формирование металла шва в стыковых соединениях при ^автоматической сварке получить еще трудно. С освоением арки полуавтоматами с импульсными генераторами стабильность дества швов улучшается, и этот способ может успешно приме­рься для сварки швов стыковых соединений. Стыки полотнищ аривают в первую очередь, затем варят пазы.

После сварки обшивки по разметке устанавливают набор, сна — :Ла продольный, затем поперечный, и сваривают его ячейковым

ill

методом. В ряде случаев устанавливают продольный набор, при. варивают его полуавтоматической сваркой, затем — поперечный набор, заваривают пересечения набора и после этого привари.[ вают поперечный набор к обшивке. Сварку во всех случаях про. | водят несколько сварщиков от диаметральной плоскости к бортах и от середины секции в нос и корму.

В днищевые секции также устанавливают переборки и под. а гоняют их по обводам. После сварки днищевой секции к постелям секции помещают специальные приспособления для поддержки бортовых секций и подгоняют борта и переборки, заранее сварен — і ные на плитах или постелях. Приварку переборок выполняют им-: пульсной полуавтоматической сваркой ранцевыми полуавтома­тами ПРМ-4, «Спутник» и т. д. Сварку проводят обратноступенча — / тым методом с длиной ступени 200—300 мм. В последнюю очереди стыкуется палубная секция блока. Готовые блоки после правки подаются на стапель для монтажа корпуса.

Сборку и сварку блоков, изготавливаемых из прессованных ( панелей (рис. 59), производят в такой же последовательности.

На некоторых предприятиях блоки корпуса собирают «вверх килем» на специально оборудованных плитах. Предварительно сваренное полотнище настила палубы помещают на плиту и кре­пят клиновыми прижимами. По разметке устанавливают попереч­ный и продольный набор, а также рамный набор и переборки и приваривают их к палубе полуавтоматической сваркой. После і этого набор накрывают листами наружной обшивки и привари­вают листы по поясам ручной аргонодуговой сваркой. Затем сек­цию перекантовывают и приваривают шпангоутные рамки к об­шивке.

При такой технологии сборки проведение механизированной сварки затрудняется, так как значительную часть приварки на — I бора необходимо выполнять в закрытом отсеке, где полуавтомати­ческая сварка плавящимся электродом нежелательна.

При изготовлении блоков надстройки (рис. 60) сборку и сварку их обычно производят на сборочных плитах из ранее изго­товленных секций крыш, стенок и выгородок. Сначала устанав — j ливают крышу надстройки на плиту, а к ней собирают боковые стенки. Оконтурованные поперечные выгородки служат основой для формирования обводов надстройки. Для обеспечения жестко­сти секции иногда устанавливают стойки-раскосы, которые при­хватывают к плите, а стенки надстроек подтягивают к указанным раскосам.

Стенки надстроек, крыши и выгородки с толщиной листов і I 6 = 2—4 мм в последнее время изготовляют при помощи контактной j сварки, благодаря чему они имеют малые деформации и хороший I внешний вид.

Блоки надстроек необходимо выполнять таким образом, чтобы р эффект, полученный от применения механизированной сварки при изготовлении отдельных секций, не был сведен на нет при мон­тажной сборке и сварке блока. При подготовке блоков необходимо

]длее стыкуют носовые и кормовые блоки. При таком методе „ , Уменьшаются общие деформации, а также задир носа и кормы,

рых случаях блоки все же имеют деформации, которые возникаю Г Сборка и сварка блоков из алюминиевых сплавов характерн­ої — усадки продольных швов соединения крыши со стенками над Г Некоторыми особенностями. Так как алюминиевые сплавы строек. Бухтииы образуются, как правило, между реорами си! 1 [меют повышенную склонность к усадочным деформациям, сты — надстроек, приваренных контактной сваркой. В этой случае тре F и установ1’а блоков с необходимым зазором несколько оуется правка блоков надстроек. Однако^пракгмка п. ніноп■ атруднена. После сближения блоков и удаления припуска про — таких конструкции показывает, что общий объем правки секцш |УВ0ДЯТ установку блоков с помощью винтовых стяжек или других с применением контактной и полуавтоматической сварки на — |ИСПОсоблений, проверяя положение блока относительно килевой оО/о меньше, чем при ручной сварке. Па некоторых судах сити [контрольных линий, а также положение по крену и дифференту, надстроек проектируют гофрированными, а крыши-с привариш I дл£ обеспечения качественного провара и возможной свобод- наоором (контактной сваркой). И хотя в таких конструк т U уСадки кромок для листов толщиной б=3-уб мм необходим несколько трудней при сборке совмещать гофрированные узль > не меН(Ге 3_4 мм При меньшем зазоре возможны случаи, с набором, привариваемым контактной сваркой, при изготовлен* С £ , ки При прихватке и сварке находят друг на друга или указанных блоков надстроек деформации от сварки значительн. Г гива£тея д0*; ^ зазора. вРсвязи с этим при сборке сты-

меньше, чем при обычном спосоое формирования блоков,:л |в с несколько повышенными зазорами необходимо устанавли — строек с набором, приваренным ручной аргонодуговои сварю»’ бенки Затем пневматическим зубилом разделывают

Выполняя сварочные работы при изготовлении блоков над Г пн сва и после прихватки в результате укорочения про­строен И других блоков, необходимо строго соблюдать правил. ^зоры до указанных выше размеров Прихватки

техники ПР. ЧОПЯГТ-ГПРТИ ТЯК КЯК И ПЯЛР ГЛЛ/ЧЯРТ? ППИХОЯИТСЯ пяпптат : .. r J ^ 1-і

вается. Сварка стыковых швов глубоким проплавлением без ра3. делки кромок и подрубки подварочных швов будет приемлема даже для изготовления стыковых соединений корпусных конструк­ций, испытывающих значительные знакопеременные нагрузки. Сварку швов можно выполнять ручной дуговой сваркой и, при хорошем навыке, полуавтоматической импульсной сваркой на несколько повышенных режимах.

Как показывают результаты испытаний, метод глубокого про­плавления может найти в дальнейшем широкое применение при изготовлении судовых корпусных конструкций, так как экономиче­ски выгоден и прост в исполнении.