Способы контроля качества сварных швов следующие: внешний осмотр швов, измерение конструктивных размеров швов, контроль гамма — или рентгенографированием, испытание непроницаемости или герметичности швов. При контактной сварке применяют еще исследование макроструктуры сварных соединений. Иногда при­меняют контроль швов вскрытием.

Указанные выше способы контроля назначает проектирующая организация, выполняет их ОТК в процессе изготовления изделий.

Внешний осмотр и измерение. Этому способу контроля подвер­гают все сварные швы. При внешнем осмотре швов не должно і быть следующих видимых дефектов: трещин в шве и околошов — |ной зоне, прожогов, свищей, незаваренных кратеров, пористости, подрезов, наплывов, несоответствия размеров швов. При за­мере сварных швов устанавливают их соответствие чертежным размерам или другой проектной документации.

В швах стыковых соединений измеряют ширину шва и высоту і усиления, в швах тавровых соединений — катет шва и шаг пре­рывистых швов. При сварке точечных швов устанавливают размер [точек и шаг точечных швов.

Рентгено — и гаммаграфирование сварных швов. Этим способом ‘обнаруживают внутренние дефекты сварных швов, такие, как непровары, трещины, внутренние поры, вольфрамовые и неметал­лические включения. Объем рентгенографирования устанавливает проектирующая организация в схемах просвечивания. Ріеста про­свечивания на контролируемых секциях намечает ОТК после про­ведения внешнего осмотра сварных швов и устранения обнаружен­ных дефектов. Если обнаружены трещины в сварных швах, все сварочные работы по данному узлу прекращают. ОТК совместно со службой главного сварщика выясняет причины их возникно­вения и дает указания по исправлению обнаруженных дефектов.

Для сварных конструкций из термически неупрочняемых алю­миниевых сплавов устанавливают выборочный контроль реитгеио — или гаммаграфированием в объеме до 30% (для серийных зака­зов) в зависимости от ответственности сварных швов и категории конструкций. Для швов, сваренных контактной сваркой, объем рентгенографирования назначается в зависимости от категории швов, по не менее 5% от общего количества точек или длины шва. Рентгенографирование сварных точек помогает обнаружить такие внутренние дефекты, как внутренние выплески, трещины, рако­вины, поры и непровары.

Рентгенографирование некоторых конструкций из алюминиевых сплавов, и в частности из АМг61, не выявляет размеров литой зоны: снимки показывают лишь размеры вмятин от электродов. Однако трещины, поры, раковины и выплески в указанных сплавах обнаруживаются. Рентгенографирование сварных швов конструк-

ций из алюминиевых сплавов выполняют переносным аппаратом РУП-120 или модернизированными медицинскими аппаратами. Для контроля швов, выполненных контактной сваркой, применяют аппараты РУП-60-120-1 (РУМ-7) и т. д.

Из-за недостатка малогабаритных аппаратов с достаточной мощностью для рентгенографирования приходится применять гаммаграфирование. Контейнер с ампулой, содержащий изотоп, можно устанавливать при проверке монтажных швов на стапеле. Радиоактивным изотопом для гаммаграфирования конструкций из алюминиевых сплавов является тулий-170 (Ти 170). Последние мо­дели конструкций переносных установок для гаммаграфирования обеспечивают удобство и безопасность в работе. Такие конструк­ции переносных установок, выпускаемых серийно, как «Стапель-5» и «Пева-2», применяют на судостроительных заводах. Необходимо все же отметить, что гаммапросвечивание сварных швов алюми­ниевых конструкций не всегда обеспечиваетту четкость снимков, какая имеется при рентгенографировании, поэтому, где это воз­можно, рекомендуется использовать рентгеновские аппараты. В по­следнее время начали выпускать рентгеновский аппарат «Рина-1 Д». который может найти широкое применение для контроля швов.

Испытание швов на непроницаемость и герметичность. Испыта­ние на непроницаемость производят после внешнего осмотра швов. Этот способ выполняют с помощью керосина или газа (воздуха). Испытание керосином производится следующим образом. Сварные швы с одной стороны намазывают меловым раствором. После высыхания покрытия другую сторону швов смачивают керосином. Выдержка производится в течение 10—15 мин в зависимости от толщины свариваемого металла. Дефекты в швах появляются в виде жирных пятен на стороне шва, покрытого меловым раство­ром. Обнаруженные дефектные участки швов вырубают, зачищают кромки перед сваркой и заваривают вновь. После устранения дефектов производят повторную проверку. Для лучшей видимости вновь образующихся пятен в керосин добавляют красители типа «Судан-IV», чтобы не спутать их с уже имеющимися масляными пятнами предыдущей проверки.

Непроницаемость сварных швов в крупногабаритных алюми­ниевых конструкциях можно испытывать струей сжатого воздуха давлением ~4 кгс/см2. Струю сжатого воздуха с помощью шланга направляют перпендикулярно сварному шву. С обратной стороны шов намазывают мыльным раствором. Неплотности определяют по образующимся пузырям в местах дефектов. ОТК фиксирует имею­щиеся неплотности в сварных швах и дает указание об их устра­нении. Швы в местах дефектов подрубают и вновь заваривают.

Для определения непроницаемости применяют также фреоно­вые течеискатели. Емкости наполняют фреоном, и головку тече — искателя начинают перемещать вдоль сварных швов. При наличии неплотностей фреон, пройдя через дефекты швов, обнаруживается головкой течеискателя. Швы в местах дефектов исправляют пу­тем вырубки дефектов и последующей их заварки.

Герметичность емкостей или отсеков проверяют путем их на­дува воздухом. Изделие выдерживают под давлением 0,2 кгс/см2 в течение 50—60 мин, затем по падению давления на манометре определяют плотность швов (падение давления допускается до 20%).

Однако методы контроля сварных швов и влияние дефектов на прочность сварных соединений в конструкциях, изготовленных из алюминиево-магниевых сплавов, еще недостаточно изучены.

Также недостаточно изучено влияние многократных исправле­ний дефектного участка шва на качество сварных соединений, хотя некоторые работы [10], проведенные при исследовании этого во­проса, показывают, что неоднократное исправление одного и того же участка шва лишь незначительно влияет на механические свойства сварных соединений.