Стыковые машины общего назначения можно подраз­делить натри группы (табл. 6.14): 1) автоматические малой мощности для сварки сопротивлением; 2) неавтоматические средней мощности с рычажным управлением для сварки оплавлением и сопротивлением; 3) автоматические для сварки оплавлением.

Третья группа объединяет большой ряд машин сред­ней и большой мощности, отливающихся между собой способом нагрева деталей: а) для сьарки непрерывным оплавлением; б) для сварки оплавлением с подогревом и в) для сварки импульсным оплавлением.

Машины первой группы мощностью 0,75—12 кВА используют в основном для сварки сопротивлением про­волоки различного диаметра из сталей и цветных метал­лов. Машины имеют пружинно-рычажный или эксцентри ковый механизм зажатия и пружинный привод осадки — В машинах предусмотрена термообработка (отжиг) свар ных соединений. Стыковая машина МС-0,75-2 (рис. 6.1 ‘ имеет подставку 1 с трансформатором 2, на котором Ра3. мещена сварочная головка 7, состоящая из подвижн и неподвижной плит с рычажно-пружинными зажимами

Характеристики стыковых машин общего назначения

Показатели

Автоматические машины для сварки сопротивлением

Машины неавтоматиче­ского действия

МС-0,75-2

мс-з

МС-301

МС-501

МС-1202

МС-1602

Напряжение питающей однофаз-

ной сети, В………………………………….

Номинальная мощность, кВА

220

380

220 или 380

220 или 380

220 или 380

220 или 380

0,8

3,3

5

И,7

55

96,5

Продолжительность включений

(ПВ), %……………………………………….

8

20

12,5

12,5

20

20

Пределы регулирования вторич-

0,5—1,3

1 35—3

ного напряжения, В…………………….

1,0—2,2

1,0—1,9

2,5—5,0

3,2—6,4

Номинальный сварочный ток, А

790

1625

3200

5000

12 500

13 000

Привод подачи…………………………

Пружин­

ный

Пружин­

ный

Пружин­

ный

Пружин­

ный

Рычажный

Рычажный

Максимальный ход подачи, мм

7

10

18

18

40

40

Максимальное усилие осадки,

кгс ………………………………………………

3

18

120

200

3 200

5 000

Тип зажимов…………………………….

Пружинно-

Пружинно-

Эксцентри-

Эксцентри-

Эксцентри-

Эксцентри-

рычажный

рычажный

ковый

КОВЫЙ

КОВЫЙ

КОВЫЙ

Максимальное усилие зажатия,

КГС . . ………………………………………..

7

75

500

500

5 000

7 500

Максимальное сечение сваривае­мых деталей из низкоуглеродистой

стали, мм2……………………………………

Количество свариваемых изде-

1

9

50

78

700

1 400

лий в час…………………………………….

540

300

200

200

100

60

Масса машины, кг…………………….

19

70

170

180

720

750

Показатели

Автомат и чес^сие машины для сварки ой®

авлением

МСМУ-150

МС-1604

МСГА-3,00

МСГА-500

К-190П

K.-6I7

Напряжение питающей однофаз-

ной сети, В………………………………….

220 или 380

380

380

380

380

380

Номинальная мощность, кВА

150

100

300

500

170

150

Продолжительность включений

(ПВ), %………………………………………..

20

20

20

30

50

20

Пределы регулирования вторич-

3,55—6,8

Т

-*i

GO

4,05—8,1

ного напряжения, В……………………..

4,0—8,1

5,42—10,84

7,9-15,8

Номинальный сварочный ток, А

19 000

16 000

30 000

35 000

20 000

Привод подачи………………………….

Электри

Пневмаги-

Гидравли-

Гидравли-

Гидравли-

Гидравли-

ческий

ческий с гидро­тормозом 70

ческий

ческий

ческий

ческий

Максі мальный ход подачи, мм

20

170

170

65

95

Максимальное усилие осадки,

кгс………………………………………………

6 500

5 000

25 000

25 000

40 000

16 000

Т ип зажимов…………………………….

Пневмати-

Пневмати-

Пневмо-

Пневмо-

Гидравли-

Гидравли-

ческий

ческий

гидравли­

ческий

гидравли­

ческий

ческий

ческий

Максимальное усили» зажатия,

КГС…………………………………………….

10 000

10 000

35 000

35 000

80 000

32 000

Максимальное сечение сваривае­мых деталей из низкоуглеродистой

стали, мм2

Количество свариваемых изде-

2 000

1 500

5 000

8 000

10 000

4 000

лнй в час…………………………………….

80

100

20

20

12—14 I

30

Niacca машины, кг…………………..

2 000

1 750

7 500

8 000 1

7 500 1

3 700

і зажимами для термообработки 4. Подвижная плита при нагреве и осадке перемещается сменными пружинами. Малая пружина обеспечивает усилие до 600 гс, а боль­шая — до 3200 гс.

Подвижная плита отводится в исходное положение эксцентриком и расположена на шариковых направляю­щих, обеспечивающих коэф­фициент трения 0,05. Ма­шина имеет дисковые ножи для обрезки проволок, осве­титель 5 и лупу 6. Машины МС-0,75-2, МС-3, МС-301 и МС-501 позволяют сваривать проволоку из низкоуглеро­дистой стали сечением соот­ветственно до 1, 9, 50 и 78 мм2.

Во вторую группу вхо­дят машины мощностью 25—

100 кВА: МСР-25, МСР-50,

МСР-75, МСР-100, и машины более поздних выпусков:

МС-801-2, МС-1202 и МС-1602.

Машины имеют рычажный привод подачи. Они предназ­начены преимущественно для сварки непрерывным оплав­лением и оплавлением с подо­гревом, но могут быть ис­пользованы также для свар­ки сопротивлением. Машины МСР-25 и МС-804-2 наряду Рис. 6.18. Машина МС-0,75-2 С РЫЧажнЫМ имеют пружин — для стыков°й сварки проволок ный привод подачи, облег­чающий выполнение сварки сопротивлением. Машины — СР-50, МСР-75 и МСР-100 снабжены рычажно-винто­выми зажимами, а машины МСР-25, МС-1202 и МС-1602 — эксцентриковыми. Машины МС-1202 и МС-1602 позволяют эривакь непрерывным оплавлением детали из низко — ; "-родистой стали сечением соответственно до 300 и О мм2, а оплавлением с подогревом—до 700 и 1400 мм2. ■^ля автоматической сварки оплавлением деталей сред — Мг°іспЄЧЄНИЯ применяют машины СМ-50, МСМУ-150, ■1604 и др. Машины СМ-50 и МСМУ-150 имеют кулач-

wo

ковыи электропривод подачи, пневматические зажимы позволяют сваривать непрерывным оплавлением детали нз низкоуглеродистой стали сечением соответственно до 600 и ЮОО мм2. Машина МСМУ-150 оснащена также ры­чажным приводом подачи, который позволяет осуществлять сварку оплавлением с подогревом. При полуавтомати­ческой сварке с подогревом сечение свариваемых дета­лей из низкоуглеродистой стали достигает 2000 мм2.

Рис. 6.20. Стыковая машина МС-1604

Привод подачи машины включает (рис. 6.19) электро­двигатель 5, клиноременную передачу 4, червячный ре­дуктор 3. Вариатор скорости 1 позволяет регулировать скорость вращения кулака, перемещающего подвижную плиту при оплавлении и осадке. Плита возвращается в исходное положение и прижимается к кулаку сжатым воздухом, поступающим в цилиндры 2.

Машина МС-1604 (рис. 6.20) предназначена для сварки иепрерывным оплавлением и оплавлением с подогревом Деталей из углеродистых и легированных сталей, а также из Цветных металлов и сплавов. Максимальное сечение увариваемых деталей из низкоуглеродистой стали состав — яет *500 мм2, из цветных металлов — 300 мм2. Машина меет пневматические зажимы. Привод подачи — пнев — в ТИческий с гидротормозом, обеспечивающий регулиро — ние скорости оплавления в пределах 0,15—20 мм/с скорость осадки до 250 мм/с.

Для сварки оплавлением с подогревом деталей боль­шого сечения поименяют машины МСГА-300, МСГА-500 РСКМ-320У и др. Машины МСГА-300 и МСГА-500 (рис. 6.21) имеют гидравлический привод подачи и пнев­могидр авлические зажимы. Неподвижный зажим 4 уста­новлен на наклонном столе 1. Подвижный зажим 5 укреп­лен на двух жестких штангах 3, перемещающихся в на­правляющих 2. Привод подачи имеет два гидроцилиндра 6 установленных на столе машины. Машина снабжена ко­мандным устройством 8 и указателем перемещения под­вижного зажима 7. Скорость подачи при оплавлении регу­лируется дроссельным краном в гидросистеме.

Машина PC КМ-320У имеет электропривод подачи и зажимов. Привод подачи состоит из двух электродвига­телей, двух червячных редукторов, ходового винта, сое­диненного с подвижным зажимом, и динамометра с регу­лятором давления. При подогреве и оплавлении зажим перемещается двигателем мощностью 1,7 кВт. Для бы­строго перемещения подвижного зажима при осадке ис­пользуют двигатель мощностью 17 кВт. Для быстрой остановки механизма осадки на двигателе установлен электромагнитный тормоз. На машине сваривают изде­лия из низкоуглеродистой стали сечением до 8500 мм2.

Для сварки деталей больших сечений методом непре­рывного оплавления применяют машины с программным регулированием напряжения при оплавлении. Эти машины имеют значительно более высокие технические показатели по сравнению с машинами, предназначенными для сварки оплавлением с подогревом. Например, машина К-190ҐІ с номинальной мощностью 170 кВА предназначена для сварки непрерывным оплавлением деталей сечением до 10 000 мм2. Машина имеет гидравлический привод зажа­тия деталей и гидравлический привод подачи со следя­щим золотниковым устройством.

В последние годы в ИЭС им. Е. О. Патона разработана серия высокопроизводительных машин для сварки им­пульсным оплавлением с усилием осадки 16, 100 и 150— 285 тс. В эту серию входит универсальная машина типа К-617, предназначенная для сварки кольцевых и прямолинейных деталей из низкоуглеродистой стали се чением до 4000 мм2, жаропрочных сплавов сечений до 1200 мм2 и алюминиевомагниевых сплавов сечение^ до 1000 мм2. Машина имеет гидравлические приводы по дачи и зажатия деталей.

• Орлов

Конструкция машины (рис. 6.22) существенно 0тдц. чается от конструкции обычных стыковых машин. Под! вижная часть станины 4 колеблется относительно непод! вижной части 1 на оси 7, установленной в подшипниках качения, при помощи гидравлического вибратора. Сило вой шток 6, передающий усилие осадки, связан с подвид, ной частью станины через гибкий элемент 5. Зазор с соответствует амплитуде колебаний. Элементы силового гидроцилиндра и направляющий шток не участвуют в ко­лебательных движениях и работают в таких же условиях, как на обычных машинах.

Рис. 6.22. Кинематическая схема ма — Рис. 6.23. Стыковая машина шины К-617 для сварки импульсным Л-500 для сварки полос оплавлением

При осадке фланец штока упирается в подвижную часть станины, и она перемещается вместе со штоком. Частота колебаний составляет 5—20 Гц, а амплитуда 0,5—1,2 мм. Свариваемые детали зажимают рычажными механиз­мами 3 с приводом от качающихся гидроцилиндров 2. В машине использован эксцентриковый центрирующий механизм с приводом от электродвигателя мощностью 0,4 кВт, позволяющий корректировать положение свари­ваемых торцов относительно друг друга в зажатом со­стоянии.

‘ Специализированные машины предназначены ДлЯ сварки однотипных деталей: полос и листов, труб, реЛЬ’ сов, шпангоутов, цепей, специализированные установи для сварки труб в полевых условиях и т. д. Для сварки полос и листов применяют машины МСЛ-50, МСЛ-200- > МСЛ-300-2, МСЛ-500-2, Л-120, Л-500, 1700А, 2500 и ДР;

Машина МСЛ-50 предназначена для сварки непр рывным оплавлением лент из углеродистых и легир

энных сталей шириной 18—110 мм и толщиной 0,4— ? 25 мм. Для перемещения подвижного зажима при оп­лавлении служит электропривод, а при осадке — пнев­мопривод. Для питания электродвигателя постоянного тока привода оплавления используют двигатель—генера­торный агрегат. Механизм зажатия лент — пневмогид — равлический.

В машине Л-120, предназначенной для сварки полос размером 120 X (0,5-ь5) мм, использован кулачковый электропривод при оплавлении со стабилизацией ско­рости магнитным усилителем, гидравлическая система осадки, гидравлические зажимы и игнитронный контак­тор. Машина имеет встроенный гратосниматель резцо­вого типа с гидравлическим приводом, зачищающим полосы толщиной более 0,8 мм в горячем состоянии сразу после осадки. На машине можно сваривать полосы из алюминия сечением до 70 мм2 с одновременным среза­нием грата стальными губками.

В машине Л-500 (рис. 6.23), предназначенной для сварки полос шириной 50—500 мм и толщиной 1—6 мм, предусмотрен автоматизированный способ точной и бы­строй установки полос и обрезки их концов. Концы полос обрезаются ножницами 3 после установки полос центро — вателем 2 по оси ножниц и зажатия их в передаточном устройстве 1. При сварке подвижный стол машины сбли­жается с неподвижным по дуге большого радиуса, близ­кой к. прямой, вращаясь в подшипниках 5, расположен­ных в эксцентриковых устройствах, предназначенных для регулирования зажимов по высоте. Машина имеет гидравлический привод и зажимы и встроенный грато­сниматель 4 резцового типа.

Машина 1700А предназначена для сварки полос и листов из низкоуглеродистой стали толщиной 2—4,5 мм и шириной 500—1550 мм. Машина имеет гидравлический привод оплавления со следящим золотниковым устрой­ством и гидравлический привод осадки. Для равномер — ного зажатия полос служат зажимы, имеющие по три гидравлических цилиндра, которые питаются от допол­нительного насоса высокого давления (до 170 кгс/см2).

Гк, ашине установлены три сварочных трансформатора роЩностью 170 500 кВА. Полосы устанавливают по калиб — нывм0ч«°му ножу центрирующими роликами и специаль — и ПовоР°тно-подающими устройствами. Усилие осадки пгает 120 тс, скорость осадки не превышает 35 мм/с.

Машина 2500 для сварки полос толщиной 2—6 Мм и шириной 1000—2350 мм имеет гидравлический привод подачи и зажатия деталей. Полосы зажимаются пятью гидроцилиндрами, равномерно распределенными по щи. рине полос. Усилия осадки и зажатия соответственно равны 200 и 500 тс. Привод подачи развивает скорость при осадке более 80 мм/с. Машины 1700А и 2500 снаб­жены отдельно стоящими гратоснимателями резцового или плужкового типов.

Рис. 6.24. Стыковая машина ЦСТ-200 для сварки труб

Ряд машин предназначен для сварки труб котельных агрегатов. Это машины ЦСТ-200, МС-2001, МСТ-200 и др-

Машина ЦСТ-200 (рис. 6.24) предназначена для сварки непрерывным оплавлением и оплавлением с подогревом труб из перлитных и аустенитных сталей сечением Д° 900 мм2. В машине использован электрический привод подачи при оплавлении и пневматический при осадке — Скорость оплавления регулируется изменением профиля кулачка и частоты вращения двигателя постоянного тока — Машина снабжена пневматическими зажимами с верти* кальным разъемом, обеспечивающим сварку змеевиков с малым радиусом гиба. Скорость осадки превышае_ 80 мм/с. При подогреве плита перемещается возврати0^ поступательно механизмом осадки и цилиндрами воз врата.

Машину МС-2001 с номинальной мощностью 150 кВА „спользуют для сварки труб из перлитных и аустенитных сталей диаметром 25—42 мм с толщиной стенок 2,5—5 мм. Машина имеет рычажные пневматические зажимы с разъ­емом в горизонтальной плоскости и кулачковый электро­привод подачи. Электродвигатель постоянного тока при­вода оплавления и осадки питается от агрегата с электро — машинным усилителем.

Для сварки рельсов в стационарных условиях при­меняют машины МСГР-500 и К-190П. Машина МСГР-500 служит для сварки оплавлением с подогревом. Машина имеет гидравлический привод подачи, пневмогидравли — ческие зажимы и трехфазный преобразователь частоты (частота сварочного тока 7—12 Гц). При номинальной мощности 500 кВА на машине можно сваривать рельсы сечением до 10 000 мм2. На универсальной машине К-190П рельсы сваривают непрерывным оплавлением с программ­ным регулированием напряжения. Машина К-190П имеет значительно меньшую массу и потребляет в 3—4 раза меньшую мощность, чем машина МСГР-500.

Передвижные машины К-155, К-255Л (рис. 6.25), К-355, и К-555 применяют для соединения рельсов непо­средственно в пути. В машинах К-155 и К-255Л проис­ходит сварка непрерывным оплавлением со ступенчатым регулированием напряжения по программе. Машины К-355 и К-555 предназначены для сварки рельсов импульс­ным оплавлением (частота колебаний зажима 5 Гц). На машине К-355 сваривают рельсы сечением до 10 000 мм2. Машины оборудованы следящим гидроприводом, позво­ляющим независимо от веса свариваемых рельсовых пле­тей (10—200 м) с высокой точностью воспроизводить заданный закон изменения скорости оплавления.

Машины К-354, К-393 и К-375, предназначенные для сварки изделий из легких сплавов, имеют гидравлический привод подачи, позволяющий изменять скорость оплав­ления от 0,3 до 30 мм/с и обеспечивающий скорость осадки Д° 300 мм/с. Машины оборудованы зажимными губками спегшальной конструкции с термоизолированными вкла­дышами, а также устройствами для автоматического кон- роля нагреза сопротивлением вылетов деталей. Ма — п Ина К-354 (рис. 6.26) номинальной мощностью 4000 кВА озволяет сваривать профили из алюминиевых сплавов ветЄНМЄМ до ^ МО мм2. Усилия осадки и зажатия соот — ственно равны 300 и 600 тс. При подогреве и оплавле-

1 = цилиндр зажатия; 2 — цилиндр осадки; 3 — корпус левый; 4 — зажич
ные губки; 5 *=а корпус правый; 6 = сварочный трансформатор

ю

<£>

Сп

* НИИ подвижной зажим § перемещается гидропри — g водом со следящим зо — >> лотниковым устройст — я вом. При осадке ис — § пользуют специальный с аккумулятор-дозатор. т г ■""’Машины МСГК-150 2. МСГК-500 и другие ис — s пользуют для сварки я ,оплавлением с подогре — о вом кольцевых загото — | вок из сталей и жаро — | прочных сплавов. Для $ сварки кольцевых заго — <о товок импульсным оп — лавлением предназна — чены машины К-617, §• К-607 и К-566.

5 Для сварки труб в ■g полевых условиях при о изготовлении магист — я ральных и промысло — " вых трубопроводов при — § меняют трубосвароч — *? ные контактные установ­ок ки полустационарные g (ТКУС) и передвижные о (ТКУП). Главные эле- g менты установок — сва — « рочные головки—имеют IS гидравлический привод

о. подачи со следящим g золотниковым устрой- « ством и гидравлические g механизмы центровки и § зажатия труб. Трубы £■ диаметром 114—529 мм £ сваривают с использо — ванием наружных сва — ^ рочных головок СГ-1. 2 СГ-2 и СГ-3, в которых и устройства центровки и а зажатия, привод п0′

дачи и сварочный трансформатор расположены снаружи труб.

В двухагрегатных сварочных головках СГ-4 и СГ-5, предназначенных для сварки труб диаметром 720—1020 мм, сварочный трансформатор с токоподводящим устройством расположены снаружи трубы, а все остальные элементы — внутри трубы. Все механизмы внутренней части двух­агрегатной сварочной головки (рис. 6.27) смонтированы на штанге 1. Разжимные кулаки 7 при движении поршня гидроцилиндра 8 перемещаются в радиальном направле­нии и служат для центровки и зажатия труб. Гидро­цилиндр 6 обеспечивает перемещение левой трубы отно­сительно правой при оплавлении и осадке. Гидравличе­ский следящий золотник 3 управляется программным кулачком 4, который вращается электроприводом 5. Вблизи гидроцилиндра перемещения расположен гид­роаккумулятор 2. Снаружи трубу охватывает кольцевой или блочный сварочный трансформатор 9.

Контактные башмаки прижимаются к наружным по­верхностям труб при помощи гидроцилиндров. Внутрен­ний гратосниматель 10 приводится во вращение электро­двигателем 12 через редуктор И. Грат удаляется в горя­чем состоянии при помощи быстровращаклцихся бойков, которые под действием центробежной силы прижимаются к поверхности шва, сбивают грат и раскатывают усиле­ние шва. Питание к установкам типа ТКУС подается от передвижных дизель-электрнческих станций, а к уста­новкам типа ТКУП — от дизель-генераторов, смонтиро­ванных на гусеничном ходу. При сварке труб диаметром 720—1020 мм используют станции мощностью 500 кВА.

Машины-автоматы А622, А623, А624 предназначены для стыковой сварки сопротивлением звеньев стальных Цепей диаметром 6—20 мм, предварительно связанных на Цепевязальном автомате. После сварки специальным ме­ханизмом обжимается грат и обрезаются заусенцы. Про — изводительность машин в зависимости от диаметра цепи составляет 4—20 сварок/мин. Цепи диаметром более А, J®1 сваривают оплавлением из полузвеньев на машинах МСЦ-200, АСГЦ-150 и др.

св Имеется также целый ряд машин, предназначенных для /д*р^и ДРУГИХ изделий: ободьев автомобильных колес

пяи МСО-ЮОО), фланцев (МС-4001), заготовок кла-

панов (К-125) и т. д.