§ 34. ТРЕБОВАНИЯ К СВАРНЫМ СОЕДИНЕНИЯМ

В зависимости от тина и назначения конструкции видоизменяются и конкре­тизируются требования, предъявляемые к сварным соединениям. Поэтому их нельзя сформулировать в общем виде. Можно лишь утверждать, что любому сварному соединению должна быть обеспечена достаточная работоспособ­ность при минимальной трудоемкости его изготовления. Под достаточной ра­ботоспособностью сварного соединения в большинстве случаев подразумевают сохраняемую в течение всего срока эксплуатации необходимую и достаточ­ную прочность, выносливость и устой­чивость при заданных виде нагружения и рабочей среде. Прочность сварного соединения определяется механическими свойствами металла шва и околошов — ной зоны.

Требования к пластическим и проч­ностным характеристикам металла шва различные в зависимости от типа соединения и условий работы конструк­ции.

Обычно их задают равными ана­логичным свойствам основного металла.

Для стыковых швов в подавляю­щем большинстве случаев должны быть обеспечены полный провар соединяемых элементов с плавным переходом от основ­ного металла к металлу шва. Наличие главного перехода положительно ска­зывается на прочности сварного соеди­нения при динамических нагрузках, изгибе и технологических операциях, связанных с вальцовкой и правкой. Для угловых швов необходимо выдерживать определенные расчетом размеры шва или минимальные размеры, назначае­мые по технологическим соображениям, исходя из возможности качественного выполнения такого шва в производст­венных условиях.

Оптимальной считается вогнутая или нормальная форма поверхности углового шва с плавным переходом к основному металлу.

Плавное очертание поверхности шва предопределяет снижение концентрации напряжений, в результате чего сущест­венно повышается выносливость при вибрационных нагрузках. Выпуклая форма поверхности шва нежелательна из соображений прочности, а также и по экономическим соображениям. При выпуклом шве нерационально расходу­ется дополнительный металл.

Большое влияние на прочность свар­ного соединения оказывают трещины, непровары, охрупчивание металла около — шовной зоны и другие возникающие при сварке дефекты. Поэтому особое внимание уделяется выбору таких при­способлений, материалов, способов и режимов сварки, при которых мини­мальна возможность образования де­фектов.

Нарушения размеров и формы свар­ного соединения, вызванные возникшей в результате сварки деформацией, су­щественно изменяют условия его работы. Правка покоробленных при сварке элементов является весьма трудоемкой операцией, резко повышающей стои­мость изготовления изделия. Надле­жащее качество сварного соединения может быть достигнуто только при свободном доступе к месту сварки.