Карданный вал автомобилей — весьма ответственная деталь, так как его поломка приводит к аварии. Сварные соединения вил­ки 1 и шлицевой втулки 2 с карданной трубой 3 (см. рис. 12.25) осуществляют сваркой трением. Учитывая возможность перегруз­ки, расчетный крутящий момент определяют по формуле

Мкр=(1,5-4-2,0)МДЇ, (22.39)

где Мд — момент двигателя; і — передаточное число трансмиссии. Напряжение в сварном шве от момента Мщ,

Ткр=МКр/ Wfcp=2MKpf і/[я(г4! /”4г) ] > (22.40)

где г j — внешний радиус кольцевого сечения; Г2 — внутренний ра­диус.

По III теории прочности,

Оэкв==2Ткр^’От, ф/я; (22.41)

Ф зависит от диаметра вала (при d=30 мм ф=0,85, при а?=100 мм Ф=0,76); /г=1,5-4—2,0, если от/ов=0,6-*-0,85, и «=1,15-4-1,6, если сгт/0в=О,45-5-0,6. Сварные соединения, выполненные сваркой тре­нием, оказываются равнопрочными основному металлу вилки кар­дана.

Ведущий мост в автомашинах с зависимой подвеской рассма­тривается в качестве пустотелой балки, связывающей колеса (рис. 22.21,а). В сечении, совпадающем с осью рессор, изгибающий мо­мент с учетом динамического коэффициента

Ma=(2-+-2,5)QB, (22.42)

где Q — нагрузка на шину колеса; В — полуразность расстояния К между колесами и расстояния Р между рессорами (рис. 22.21,а).

Расчетное сг=100 МПа.

Для грузового автомобиля ЗИЛ-130 нагрузка на шину с учетом динамики Q=34,75 кН, В =387 мм. Момент Ми—13,45 кН-м, W— = 144 см3, а=93,2 МПа.

Таким образом, для картера, например из стали 17ГС с преде­лом текучести (7т=320 МПа, запас прочности Аг=х7т/сг=3,43. Про­дольные сварные швы 1 (рис. 22.21,6), соединяющие штампован­ные половинки балки картера, являются связующими и не рассчи­тываются. Наиболее нагружены сварные соединения 2 цапф с бал­кой картера, их выполняют сваркой трением.