Карданный вал автомобиля — весьма ответственная деталь, так как его потомка приводит к аварии. Сварные соединения вилки / и шлицевой втулки 2 с карданной тру­бой 3 (рнс. 14.20, б) осуществляют сваркой трением. Учи­тывая возможность перегрузки, расчетный крутящий мо­мент определяют по формуле

(14.32)

AfKp = (1,5.. .2, o)Mti,

где А/, — момент двигателя; і — передаточное число транс­миссии.

Напряжение в сварном шве от момента

Af к р 2Af к рГ t

п(г*— ГІ) ’

•*р •

где г, и г, — соответственно внешний и внутренний радиу­сы кольцевого сечены.

По III теории прочности

«гвкв = 2т1(р<оге11ф/л, (14.34)

где ф зависит от диаметра вала (при d=30 мм, <р=0,85; при <7=100 мм, <р=0,76); я=1,5. . .2,0, если 0,708=0,6. . .

Рис. 14.20. Картер ведущего моста грузового автомобиля

0,85 и я=1,15. . .1,6, если 0,708=0,45. . .0,6. Сварные сое­динения, выполненные сваркой трением, оказываются рав­нопрочными основному металлу вилки кардана.

Ведущий мост в автомашинах с зависимой подвеской рассматривается в качестве пустотелой балки, связываю­щей колеса (рис. 14.20, а). В сечении, совпадающем с осью рессор, изгибающий момент с учетом динамического коэф­фициента

Л1Щ = (2…2,5)<?0А, (14.35)

где Qo — нагрузка иа шину колеса; В — полуразность рас­стояния К между колесами и расстояния Р между рессора­ми (рис. 14.20, а).

Расчетное <т=100 МПа.

Для грузового автомобиля ЗИЛ-130 нагрузка на шину с учетом динамики <2=34,75 кН, В=387 мм. Момент М„= = 13,45 кН-м, №=144 см”*, о=93,2 МПа.

Таким образом, для картера, например нз стали І7ГС с пределом текучести ст, ер(=320 МПа, запас прочности л=(хт/о=3,43. Продольные сварные швы / (рис. 14.20, б), соединяющие штампованные половинки балки картера, являются связующими и не рассчитываются. Наиболее нагружены сварные соединения 2 цапф с балкон картера, их выполняют сваркой трение I.