Обеспечение безопасности при выполнении свароч­ных работ, а также выполнение необходимых требований промышленной санитарии являются важнейшей частью комплекса мероприятий по организации электромонтажного производства. При сварочных работах следует учитывать воз­можные несчастные случаи, приводящие к времен­ной потере трудоспособности и даже к смерти:

1. Поражение электрическим током.

2. Поражение глаз и открытых поверхностей кожи лучами электрической дуги.

3. Ожоги от разбрыгивающихся капель расплав­ленного металла и шлака и от прикосновения к неостывшим после сварки металлическим частям или из-за неосторожного обращения с термитными патронами.

4. Ожоги при пожарах, которые могут возни­кать, например, при загорании легковоспламеня­ющихся материалов, находящихся вблизи места сварки.

5. Ушибы и порезы при подготовке к сварке и во время сварки, например, при падении тяжелых и острых предметов или при неосторожном обра­щении с инструментами, применяемыми при под­готовке кромок или очистке сварного шва.

6. Отравление вредными газами, выделяющимися при сварке.

7. Травмы, которые могут произойти при паде­нии с высоты (неисправные подмости и т. п.).

8. Травмы вследствие взрыва баллонов со сжа-

тыми газами или из-за других причин при неправильном обра­щении с баллонами. —

Для предотвращения несчастных случаев при сварке необ­ходимо:

1. Следить за исправностью изоляции проводов сварочной цепи и проводов, подводящих ток из сети к сварочному оборудованию. Заземлять корпуса сварочных преобразователей, трансформаторов и другого оборудования, а также обратные провода сварочной цепи, соединяющие изделия с источником сварочного тока. При­менять электрододержатели с хорошо изолированными рукоят­ками. Оснащать сварочные установки устройствами автоматиче­ского отключения напряжения холостого хода при сварке в особо тяжелых условиях (тоннели, колодцы, металлические емкости, работы на открытом воздухе).

2. Применять средства защиты от действия энергии излуче­ния — отдельные кабины для сварщиков, занавески, переносные щиты, маски или щитки со светозащитными стеклами.

3. Пользоваться исправной и сухой спецодеждой (брезенто­вые костюмы, кожаные или брезентовые рукавицы, кожаные бо­тинки без металлических гвоздей, резиновые сапоги или галоши и применять коврики при работе в сырых и стесненных местах.

4. Правильно обращаться с баллонами со сжатыми газами — предотвращать удары, переносить или перевозить только на спе­циальных носилках или тележках, надежно закреплять при уста­новке, защищать от непосредственного действия солнечных лучей и других источников теплоизлучения, использовать только бал­лоны, у которых не истек срок испытания; надежно закреплять редукторы на вентильных баллонах и выполнять другие мероприя­тия, предписываемые инструкциями по обращению с баллонами.

5. Работы по зачистке медных шин пескоструйными аппара­тами производить в специальных камерах, изолированных от мастерских, или на открытом воздухе. Работающие на пескоструй­ных аппаратах должны иметь защитные очки и респираторы.

6. При термитной сварке не трогать и не подправлять рукой горящий или остывающий патрон; не пользоваться патронами, на которые попала вода, а также не работать под открытым небом во время дождя (попадание воды на раскаленный патрон может вы­звать взрыв его); содержать и переносить патроны отдельно от термитных спичек; зажигать термитные спички, только закреп­ленные в специальных державках или удерживаемые в плоско­губцах; не производить повторного зажигания незагоревшейся термитной смеси ранее чем через 5 мин и отходить от места сварки на 1,5 м до окончания горения термита.

Более подробно требования техники безопасности сформулиро­ваны в «Правилах техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах» [11], в частности, правила обращения с бал­лонами для сжатых газов изложены в «Правилах безопасности в га­зовом хозяйстве» [10].

Требования промышленной санитарии при сварке металлов, установленные Минздравом СССР [ 13 ], относятся в основном к про­изводственным помещениям, вентиляции (местная и общеобмен­ная), в частности к вентиляции в замкнутых объемах и полузам­кнутых пространствах, спецодежде и индивидуальным средствам защиты.

Общеобменная вентиляция должна быть рассчитана так, чтобы предельные концентрации вредных газов и аэрозолей не превос­ходили установленных предельных значений.

При работах на нестационарных сварочных постах, в замкну­тых объемах и полузамкнутых, пространствах объем отсасывае­мого воздуха местными отсосами должен быть не менее 150 м3/ч. В случаях, когда невозможно осуществить общую или местную вытяжку, следует предусматривать подачу чистого воздуха в зону дыхания сварщика.

Следует отметить, что женщины к сварке внутри замкнутых объемов вообще не допускаются.

[1] Сварочной ванной называется часть сварного шва, в которой металл в про­цессе сварки плавлением находится в жидком состоянии.

[2] Здесь и далее для перевода давления в единицы системы СИ принято соотношение 1 кгс/см2 = 0,1 МПа (МПа — мегапаскаль).

[3] Продолжительность горения зависит от порции термита.

[4] Здесь и далее для перевода силы в единицы системы СИ принято соотно­шение 1 кгс = ЮН = 1 даН (Н — ньютон, даН — деканьютон).

[5] Ослабленные швы считаются дефектными. Однако в некоторых конструк­циях их рекомендуют (уменьшение концентрации напряжений при вибрации).

[6] В 1979 г. выходит специальный стандарт «Соединения контактные сварные. Основные типы и конструктивные элементы».

[7] Подробнее о применении технологических накладок см. в § 9-9.

[8] Случаи сварки стали с алюминием в электролизных установках рассма­триваются отдельно.

[9] Электролизеры, и, ди так называемые электролизные ванны, — основные агрегаты для получения алюмин’йя путем электролиза.

* Серия электролизеров — это последовательно соединенные в одну элек­трическую цепь электролизеры (обычно около 150 шт.). Современные алюминие­вые заводы имеют по нескольку серий электролизеров.

[10] Возможна также непосредственная стыковая контактная сварка пакета алюминиевых лент с медной пластиной.

[11] Категории размещения 3, 4, 4.1 и 4.2 по ГОСТ 15150—69.

[12] Категории размещения 2 и 5 по ГОСТ 15150—69.

[13] На постоянном токе выполняется подавляющий объем работ по сварке шин цветных металлов.

[14] при сварке, как правило, применяется флюс для удаления окиси с поверхности металла и для защиты от окисления свароч­ной ванны;

[15] 10 г для жил сечением 50—70 мм2; 15 г для жил сечением 95—150 іш2*

20 г для жил сечением 185—240 мм2.

[17] Эти причины разъясняются в соответствующих местах текста.

[18] Клещи называются паяльными потому, что они используются для различ­ных работ по пайке, н’апример для припайки кабельных наконечников к медным проводам малого сечения.

[19] В дальнейшем для сокращения — пропано-кислородная.

[20] Намечается также использование пропано-кислородной сварки для соеди­нения алюминиевых проводов малого сечения (2—10 мм2). Для этого создан набор принадлежностей НЛГ-1.

[21] В большинстве случаев сварку приходится выполнять для соединения в петлях анкерных опор уже подвешенных проводов ЛЭП.

[22] Имеются в виду соединители, обычно применяющиеся для сращивания сталеалюминиевых, алюминиевых и медных проводов ЛЭП.

6 Р. Е. Евсеев, В. Р. Евсеев 161

[23] Провода этих марок используются в районах с загрязнением атмосферы веществами, могущими вызвать коррозию стального сердечника провода.

[24] С монтажом соединителей можно познакомиться в брошюре И. А. Якоб­сона «Опрессовка контактных соединений проводов и тросов» (Б-ка электромон­тёра, вып. 40, Энергия, 1961).

[25] Кондуктор № 1 — для ответвления шин; кондуктор JSTa 2 * Для ответвления шин сечением 25Х 3 мм от шин сечением 25х 3 мм

для соединения шин. принят пуансон диаметром 6 мм, который маркируется цифрой 3, обве­

денной кружком. Для соединения шин сечением 25×3 мм и ответвления этих шин от шин ббльших сечений применяется пуансон диаметром 9 мм, маркируемый цифрой 3 без кружка.

[26] С этой же целью концы пуансонов перед работой рекомендуется смазывать вазелином.

[27] Разделку кромок у компенсаторов (пакета лент) выполняют ступенчатой их укладкой.

плотно прилегать к шине. При несоблюдении этого условия воз­можны дефекты сварного шва на стороне тонкой шины.

Сварку шин толщиной свыше 10 мм выполняют с предваритель­ным подогревом посторонним источником теплоты до температуры около 800° С. Такой подогрев сопровождается интенсивным окис­лением меди, что может неблагоприятно сказаться на качестве швов. Поэтому после подогрева шин немедленно раскисляют ме­талл одним из флюсов (см. табл. 3-8), который насыпают тонким слоем на свариваемые кромки.

Скорость движения головки вдоль шва подбирают такой, чтобы обеспечить полный провар кромок и не наплавлять лишнего ме­талла в шов. Последнее возможно при малой скорости сварки. При слишком большой скорости сварки или подачи электродной проволоки получаются узкие швы с большим усилением и непро­вары на обратной стороне шва.

Подрезы шва и широкие конечные кратеры могут быть при слишком большом сварочном токе, а непровары кромки одной из шин — при смещении сварочной головки от оси стыка.

Сварку начинают с угольного бруска, на который замыкают электродную проволоку, и одновременно нажимают кнопку «пуск», находящуюся на головке. При этом начинают подаваться сварочная

[28] Для этой цели пригодны также другие сварочные тракторы, например ТС-17М.

[29] Материалы по армированию приводятся по И. Б. Баранову [1].

248

[30] Установки изготовляются по отдельным заказам на Московском опытном заводе электромонтажной техники (МОЗЭТ).

[31] Поставляется по ГОСТ 2138—74.

[32] Поставляется по ГОСТ 3552—63.

[33] Дневная потребность из расчета изготовления 150 форм составляет около 50 кг смеси.